Современный Азербайджан - совсем не «среднеазиатская республика» в худшем понимании этого слова. Это весьма динамично развивающееся государство, по полной программе использующее свои природные богатства не для личного обогащения отдельных личностей, а для превращения страны в новые «эмираты», расположенные на постсоветском пространстве.

Статистика путешествия
Время: 5 дней, 5-9 сентября 2012 года
Участники: 14 человек
Погода: +20 - 25, переменная облачность, солнце
Расстояние: 4665 км, из них:
- авиационный транспорт – 4000 км
- автомобильный транспорт – 650 км
- пешком – 15 км

- А можно вы меня из этого отеля на обратном пути заберете? – умоляюще смотрит Ирина Ковалевская (банк «Санкт-Петербург», заместитель председателя правления) – Или я по железной дороге сама доберусь, есть она здесь? Ну не могу я уехать от спа и бассейна сразу после завтрака!

Но дисциплина есть дисциплина, и группа в полном составе выезжает из Габалы. Бросается в глаза движуха по всему городу и его окрестностям: ремонтируются дороги, вдоль них строятся красивые защитные экраны, растут торговые центры, одновременно кроются одинаковой металло-черепицей десятки частных домов. Во всем этом участвуют сотни людей. Т.е. развивается не только столица, но и отдаленные аграрные регионы.

- За счет чего? – не можем не задать вопрос.

Все просто настолько, что нам почему-то становится грустно. Недра Азербайджана не приватизируются, все принадлежит государству. В начале 90-х покойный Гейдар Алиев (отец нынешнего президента страны) заключил так называемый «контракт века», по которому азербайджанская нефть пошла по направлению Баку-Джейхан. И еще создал систему, при которой из бюджета если и воруют, то очень немного, а львиная часть доходов от продажи нефти идет на развитие страны. И это развитие невооруженным глазом видно везде, даже в самых отдаленных уголках Азербайджана. Мы говорили за эти дни со многими азербайджанцами, и в столице и в регионах. Нигде до этого мы не слышали столь искреннего уважения и благодарности по отношению к руководству страны. Даже завидно стало.

А на выезде из Габалы хорошо просматривается Габалинская РЛС...

Приезжаем в город Шеки и сразу направляемся в горное село Киш, которое по праву может являться визитной карточкой азербайджанской провинции. Крутые подъемы мощеных улиц, красные черепицы крыш; аксакал, погоняющий ослика, тянущего на себе связки хвороста; свадебный кортеж из ВАЗовских «шестерок» и «семерок», рассекающих по узким улочкам на скорости, близкой к космической… На свадьбу решили не ходить, и без того все весьма колоритно.

Кстати, после посещения Азербайджана становится понятно, куда из России эмигрируют подержанные отечественные автомобили. Не меньше половины оседает здесь. Ремонтные мастерские процветают, горизонтальные связи не разрушены. Возможно, это не менее важная поддержка для АвтоВАЗа, чем дотации от российского правительства.

Гуляем по Шеки. Посещаем дворец шекинских ханов, витражи которого вполне позволяют отнести его к мировой сокровищнице произведений искусства. Местная пахлава считается эталонной для данного вида продукции, поэтому не возникает вопросов, что именно нужно отсюда привезти родным, друзьям и коллегам. Игорь Михайлов (Землеустроительные технологии, владелец) со вкусом торгуется в магазине ковров. Шамиль Мангутов (Единый регистратор, генеральный директор) и Александр Коланьков (Медиа-группа РЦБ, президент) отдаются в руки местных брадобреев, нахваливая остроту опасной бритвы и теплую мягкость пены на кисточке-мазке.

Ужинаем на открытой веранде, наслаждаясь горным закатом (за перевалом Дагестан) и фоном доносящейся молитвы муллы.

Хороший был день, в гостинице расходиться по номерам никому не хочется, поэтому играем несколько партий в мафию, раскрывая друг в друге новые черты характера.