CASUAL
Лед Байкала 2010
Байкал, хивусы, снегоходы, собачьи упряжки, гольф и лёд, лёд, лёд :)
18-24 февраля 2010 года

Четыре выходных дня из шести, отведенных на поездку, сделали свое дело: группа укомплектована «под завязку», нас 20 человек – больше уже нельзя, хивусы не вместят. За два дня до часа Х принимаем звонок: еще несколько человек хотят поехать. Сорри, ребята, надо быстрее соображать… Тем более, что рассказы о предыдущих поездках (см. по ссылке раздел «История поездок») всем высылались. И там все – правда. Но правда, не передающая всю прелесть этих путешествий. Надо сначала ездить с нами, а уже потом читать эти отчеты и вспоминать. Иначе до конца не понять.

Час до вылета. Звонок от Евгения Когана (партнер, Третий Рим):
- «А мои билеты у вас?»
- «Нет».
- «Ёлки, что же делать? Кажется, я их дома забыл…»
- «Евгений, все нормально, билеты теперь электронные, главное – не забыть паспорт».
- «Хорошо, мы уже подъезжаем к Ш-1».
- «М-м… дело в том, что мы вылетаем из Ш-D…»
- «Да ладно… а это где вообще?»

Так вот, с шутками-прибаутками группа собиралась в аэропорту. Все успели, как ни странно. За переименование терминалов отдельное спасибо администрации Шереметьево. Традиционная бутылка коньяка по кругу. Нормально, поехали.
Коган даже в самолете до последнего разруливает сделки по телефону. На укоризненные взгляды коллег по поездке виновато бормочет, прикрывая ладонью трубку – «Ну, ребят, я ж теперь пять дней к телефону не подойду…». Инвестбанкир, что взять.
Недалеко от него Анна Попова (заместитель министра, Министерство экономического развития) под не менее укоризненные взгляды достает толстую папку с законопроектами. Лететь больше пяти часов, ужас какой…
Многие знакомы между собой, поэтому в течение всего полета до Иркутска наша группа явно мешает остальным пассажирам спать. Сходимся во мнении, что на их месте мы бы себя ненавидели.
- «Девушка, а можно еще виски?»

Представители Спутник-Байкал встречают нас в аэропорту. Смотрят настороженно, явно опасаются. Впрочем, недолго. Мы ж добрые.
Заезжаем в местный круглосуточный супермаркет.
- «Это последний цивилизованный магазин, который вы видите. Следующие пять суток – увы» – честно предупреждают нас гиды.
- «А чего ТАМ не будет?» – спрашивали наивные путешественники.
- «Да ничего не будет – невозмутимо отвечали гиды – только то, что вы заранее оплатили».
Кроме Александра Коланькова (президент, Медиа-группа РЦБ) и его жены Натальи никто не знал, что именно оплатили, а т.к. к ним в хмурые 6 утра подходить не хотелось, интересно было наблюдать в такой момент за реакцией цивилизованного человека. Кто-то (глупо улыбаясь) покупал молоко и чупа-чупс, кто-то виски (сосредоточенно шевеля губами, рассчитывая граммы/дни), кто-то сковородки (!), кто-то (обреченно) туалетную бумагу. Павел Шишкин (партнер, Открытие-Недвижимость) купил шапку в виде буденовки для бани.
- «Какая-то она недружелюбная…» — жаловался он потом в автобусе по дороге на Листвянку, потирая лысину. И действительно, местные умельцы, похоже, умудрились сделать подкладку из наждачной бумаги. Для москвичей ничего не жалко.

Автобус быстро пролетел 60 километров по живописной трассе до Байкала, остановившись у подножия (без преувеличения) гостиницы «Крестовая Падь». Вверх уходили 100 ступенек лестницы, по которым предстояло поднять себя и свой багаж. Вереница чертыхающихся муравьев в 8 утра по местному времени (3 ночи по Москве), после бессонного перелета, в лучах солнца, окрашивающих в мягкий розовый цвет сопку напротив — это было достойно кисти Шишкина (художник-пейзажист).
Стиснув зубы, мы добрались до первого завтрака. Когда все уже доедали третью смену блюд, открылась дверь в ресторан и со словами «Спасибо вам, друзья» в зал вошел Дмитрий Тарасов (партнер, УК Виальди).
- «Это фантастика, я даже мечтать о таком не мог…» — проникновенно шептал он, обняв организаторов.
- «Так номер понравился, Дима?» — удивлялись они.
Дима не отвечал. Лишь через несколько часов выяснилось, что же привело его в экстаз: в тот момент, когда он вошел в номер, солнце начало постепенно освещать Байкал, раскинувшийся за окном номера. Дима просто сидел, застыв на кровати в номере, и минут двадцать смотрел на эту картину. Какой «Аватар», какое 3D, друзья, о чем вы?

Два часа на отдых перед началом испытаний – штука необходимая, хотя заставить себя после этого встать с кровати, это отдельная песня. Удалось не всем. Но подавляющее большинство подняло себя за шиворот. Съело второй завтрак (а потом будет еще третий, мрачно предсказывал вегетарианец Шишкин). Одело всю теплую экипировку, которая настоятельно была рекомендована в памятке, разосланной перед поездкой, и мужественно вышло на лед знакомиться с собаками и снегоходами.
«Угу – буркнул в усы командующий снегоходами и собаками, оглядев нашу разноцветную банду – некоторых придется приодеть. А то окочуритесь на льду-то… Ну-ка, пошли за мной…»
Нас заставили одеть шлемы и разделили на две группы. На Байкале мела поземка (польденка?) и из-за этого собаки не могли бежать по льду, когтей не хватало, их банально сносило. Поэтому одна группа на снегоходах пошла по Байкалу, а другая на собачьих упряжках и снегоходах через перевал по материковой части.
Группа, шедшая по льду, очень быстро смогла по-достоинству оценить рекомендацию насчет шлемов. На скорости 40 км/ч плюс боковой или встречный ветер мало не казалось. Первые полчаса ушли на то, чтобы освоиться со снегоходами. Андрея Сайко (руководитель пресс-службы, Министерство финансов), слишком резво пытавшегося приручить своего железного коня, несколько раз крутило вокруг оси, но он лишь упрямо наклонял голову и вновь жал на газ. Ну молодой, что поделать.
Но по мере того, как участники поездки чувствовали себя на снегоходах все увереннее, появлялась возможность посмотреть по сторонам. И было на что. Как-то сразу стало понятно, что название поездки попало в цель на 100 баллов. Это таки реально был ЛЁД. В самых разных конфигурациях и цветах (белый, голубой, серый, зеленый), под ногами или выступающий наростами, толщиной от нескольких сантиметров до полутора метров, и абсолютно ПРОЗРАЧНЫЙ.
Казалось, что через него можно заглянуть в самую глубь озера. Миллиарды застывших трещин и пузырьков, создававшие потрясающий узор, только усиливали это ощущение. И оно не обмануло. В одном из мест, где берег – это резко вверх вздымающаяся изо льда пятидесятиметровая скала, командующий махнул рукой: «Стой! Всем лечь на лед и смотреть вниз!». Вот это да… Через полтора метра льда и двадцать метров воды были видны мельчайшие камешки на дне…
Рука с непривычки уже устала жать на газ, но вот 20 километров трассы подошли к концу и мы въехали на Челпановскую поляну, известную как центр местной золотодобычи в XIX-начале ХХ века.
«150 килограмм всего здесь официально намыли за все время в казну… А уж сколько налево ушло – кто ж знает… Но вот помню, в детстве был случай…» — рассказывал потомок старателей, хитро глядя в отливающие сталью сквозь запотевшие очки глаза Алексея Саватюгина (Заместитель министра, Министерство финансов).
К этому времени на поляну ворвались собачьи упряжки, которыми управляли мокрые с головы до ног Дмитрий Тарасов и Олег Папахин (генеральный директор, IMAC).
«Вот это да! Ну ни фига себе! Он туда, а я сюда, а потом вот так, и по уши!» — похоже, что это реально был самый счастливый день в жизни Димы, упряжка которого за минуту до этого провалилась в ручей на спуске с перевала. Олег был гораздо более сдержан. Было видно, что ему тоже все понравилось, но что-то его смущало. Причина выяснилась довольно быстро, когда на снегоходах подъехала остальная часть группы. Оказалось, что определенную часть пути Олег ехал на снегоходе, а у него за спиной сидела Анна Хохлова (Генеральный директор, УК СМ-Арт). В какой-то момент на узкой тропинке перевала их снегоход занесло и они застряли.
«Подтолкни» — вежливо попросил Аню Олег. Стройная Аня родом из Красноярска, ей и не такие задачи по плечу, она легко вытолкнула снегоход вместе с Олегом из снежного плена.
«Спасибо» — сказал Олег. Немного подождал, пока Аня (как он думал) сядет сзади, и нажал на газ. Аня немного удивилась, когда увидела, что снегоход с Олегом так быстро удаляется от нее. Ерунда, романтично думала она следующие десять минут, пока постепенно стихал гул мотора, сейчас он поймет, что меня сзади нет и вернется. Олег спокойно догнал группу, и не сразу понял, о чем его спрашивают.
- «Какая Аня?»
- «С тобой Аня ехала, где она?»
- «Да вот, сзади сидит… ой…»
Очевидцы говорят, что их встреча была жаркой.

И наступил обед в хижине на поляне. Одежда висела на просушке, а мы сидели за столом и ели фантастического омуля, который таял во рту.
Потом группы поменялись местами. Те, кто ехал по Байкалу, возвращались через перевал, и наоборот. Конечно, это незабываемое ощущение, когда стоишь на полозьях собачьей упряжки, которая несется по искрящемуся снегу со скоростью километров 20–25 в час, пытаясь управлять ею по принципу горных лыж, перемещая вес тела.
«И сколько они так могут пробежать?» — спрашиваю погонщика, вольготно лежащего в санях, пока я пытаюсь удержаться на полозьях, когда восемь собачек резво входят в очередной крутой поворот.
«150 километров в день легко».
Их бы нам в Москву, а то пробки достали.
Вечером была баня и песни под гитару. В Москве занималась заря, когда кончился порох у самых стойких, и они упали под грузом впечатлений. А ведь путешествие еще даже толком не началось.

© ЗАО "Группа РЦБ"