Мы думали, что эта поездка будет не про пляжный отдых, все же ехали-то на русский север, практически на границу полярного круга. Но с погодой повезло так, что сильно жалели об оставленных дома купальниках, шортах и сланцах. Красота Белого моря в белые ночи, да еще и при теплой погоде воспринималась очень душевно. По легендам, именно здесь существовала древняя и магическая Гиперборея, и мы честно попытались разгадать ее тайны. И без всяких легенд, в XX веке здесь был основан первый лагерь ГУЛАГА. Поэтому море – белое, а энергетика полосками, как зебра. И нам удалось это почувствовать.
Статистика путешествия
Время: 9 дней
Участники: 13 человек
Погода: от +5 до + 30 С, переменная облачность
Расстояние: 2.360 км, из них:
- авиационный транспорт – 700 км
- автомобильный транспорт – 820 км
- водный транспорт – 130 км
- железнодорожный транспорт – 700 км
- пешком – 10 км
Третий день

Утро начали с экскурсии по Соловецкому монастырю. Как и все Соловки, монастырь на многих производит двоякое впечатление. Потрясающе внушительный, когда смотришь на него с моря, он воспринимается несколько неустроенным и даже где-то неприглядным, когда попадаешь внутрь и начинаешь бродить по его корпусам и дворикам. Он точно не оставляет равнодушным и запоминается, возможно, как раз из-за какого-то несуразного сочетания действующего монастыря, храма, музея и тюрьмы, которая была здесь не только во время большевиков. Удаленный от материка остров, окруженный холодными в любое время года водами Белого моря, являлся идеальным местом для изоляции неугодных людей. Он сам по себе тюрьма. Отсюда крайне сложно уйти даже на весельной лодке, не то, что вплавь. И это использовала и царская власть тоже, узники сидели здесь десятилетиями, просто до большевиков не было применения этой технологии в промышленных масштабах.

После экскурсии женская часть группы сделала почти двухмесячную выручку ларьку на колесах, торгующему местной косметикой, сделанной на основе водоросли ламинарии.

— Вот же я психанула, куда я теперь все это упакую? – с изумлением смотрела на гору купленных коробочек Агни Иванова (дизайнер, владелец бренда и производства одежды, певица-композитор).

В этот же день мы совершили морскую прогулку на Заяцкий остров.

- Знаете, кто такой повар? – Олег Кодола ставит нас в тупик первым же своим вопросом. – Нет, это не тот, кто готовит еду. Слово «повар» пошло из этих мест, и оно обозначает человека, который варит соль. И его главная задача заключалась в том, чтобы вовремя погасить огонь, чтобы соль получилась такая, как надо. Варение соли было одно из главных производств в этих местах, наравне с распилом леса и рыболовством.

Здесь стоит Андреевский скит, возведенный к прибытию на острова Петра I, сейчас в нем служит церковный сторож Вячеслав.

- А можно, отец, Вас сфотографировать? – интересовался Андрей Демин, ведь харизмой Вячеслав и правда более чем колоритно вписывался в атмосферу.

- Зачем это? В интернетах размещать будешь? Ну, если нет, тогда фотографируй… - с подозрением, но все же согласился сторож.

А во времена СЛОН (соловецкий лагерь особого назначения) на этом клочке земли располагался женский штрафной изолятор. И лучше не копать глубоко эту тему…

Но все же главными историческими сооружениями острова, без сомнения, являются лабиринты. Главные три вопроса, которые возникают, когда рассматриваешь эти спирали, сложенные из округлых камней на берегу моря: кто, когда и зачем это сделал? Более-менее понятны ответы на второй и третий вопросы. Когда: 2-е тысячелетие до нашей эры. Зачем: скорее всего в лабиринтах заложен ритуальный смысл, связанный с инициациями. Например, проходя по узким «коридорам» мальчик готовился стать воином, девушка - женщиной, женщина - матерью и т.д. Кроме этого, интересна идея про то, что на севере нет такого количества веществ, как в более южных регионах, которые быстро и безопасно могут переводить человека в состояние измененного сознания. Поэтому были нужны длинные ритуалы. Аналогичные символы есть во многих местах северной Европы. Позднее вследствие резкого изменения климата (похолодания) северные племена начали двигаться на юго-восток, и аналогичные символы появились и там. Но нет ответа на первый вопрос: кто? Захоронений того периода на островах не сохранилось.

Еще один интересный вопрос: почему лабиринты не были разрушены? Скорее всего, люди долгое время хранили знание о смысле этих сооружений. И это знание было вплоть до времен Петра I, который тоже сложил здесь свой «вавилон» (лабиринт), видимо, понимая его истинное предназначение. Это обеспечило лабиринтам неприкосновенность до начала XX века, как цареугодным символам. Их всерьез изучали с XIX века, и когда в 20-х годах прошлого века сюда попал в качестве осужденного профессор Виноградов, то получил задание продолжить исследование по заказу уже советского Института археологии. Чем, видимо, и спас этот памятник.

- Пейзаж, как на Галапагосах. Только игуан не хватает… - философски щурился вдаль Сергей Коряжкин (Летогрупп, генеральный директор), щедро делясь с друзьями предусмотрительно припасенным кальвадосом.

ОТЧЕТЫ О ПРЕДЫДУЩИХ ПОЕЗДКАХ И НОВЫЕ ПЛАНЫ – ЗДЕСЬ