Мьянма как туристический объект открылась миру всего несколько лет назад, заодно переименовавшись из более привычного европейскому уху названия – Бирма. До этого тут долго царила военная диктатура, поэтому было не до туризма, хотя просто грешно скрывать такую красоту от цивилизованного мира. Конечно, в юго-восточной Азии много необычных стран и достопримечательностей, но все же Мьянма – это настоящий бриллиант. Сверкающие на солнце золотом древние пагоды и ступы, воздушные шары и рыбацкие каноэ, деревни, расположенные прямо посреди озер, и чистейший Бенгальский залив: у тех, кто посетил эту страну, живописные картины навсегда останутся в памяти. И можно предположить, что не так уж далек тот день, когда именно Мьянма станет лидером туризма в этом регионе, потеснив более раскрученные (пока) Таиланд и Вьетнам.

Статистика путешествия
Время: 11 дней, 30 октября – 9 ноября 2015 года
Участники: 18 человек
Погода: от +20 до +30 С, в основном солнечно
Расстояние: 18735 км, из них:
- авиационный транспорт (9 перелетов) – 18500 км
- автомобильный транспорт – 200 км
- водный транспорт – 20 км
- пешком – 15 км


Существенной отличительной чертой этой поездки стало количество внутренних перелетов. Всего их было пять. Надо отдать должное Мьянме – авиационное сообщение внутри страны работает, как часы. Небольшими винтовыми самолетами вместимостью порядка 40 человек связаны все более-менее крупные города, что существенно облегчает и ускоряет логистику, хотя и удорожает саму поездку. А еще это означает, что почти каждый день приходится вставать в 4-5 часов утра, чтобы успеть на очередной рейс. С какого-то момента привыкаешь к такому ритму и спишь при любом удобном случае.
Итак, ранний подъем, сегодня мы летим в Баган, одну из древних столиц Бирмы. Здесь сложилась своеобразная традиция: раз в несколько веков перевозить столицу в следующий город. Объяснения разные, от фен-шуя до истощения почвы.
По дороге в отель автобус останавливается возле местного рынка. Не будем изображать из себя непрошибаемых героев, признаемся честно: переходящие в откровенную вонь запахи специй и не очень понятных продуктов местного огородничества очень быстро загнали нас обратно в автобус. Но не всех, Сергей Коряжкин («КСК-Инвест», генеральный директор) и Ольга Мачанските (Московский областной НИИ акушерства и гинекологии, акушер-гинеколог) умудрились настолько погрузиться в местную реальность, что нашему сопровождающему по имени Пай пришлось устраивать почти настоящую экспедицию по их розыску. Как экскурсовод Пай, к сожалению, не оправдал ожиданий, его русский язык был чересчур специфичен даже для таких видавших виды путешественников, как мы, приходилось многократно переспрашивать, чтобы понять, про что он рассказывает. Но как сопровождающий был вполне надежен.
В лакокрасочной мастерской наблюдаем за процедурой изготовления посуды из тростника. Если не видеть весь процесс, то держа уже готовое изделие в руках, ни за что не поймешь, из чего это изготовлено. Ирина Белоусова (домохозяйка) и Алексей Порхун («Третий РИМ», партнер) устраивают затяжной спектакль за скидки, то ругаясь, то мирясь с продавцами, эмоционально покидая поле битвы и снова на него возвращаясь. Как дети.
Сам древний Баган, конечно, поражает. На огромной площади раскинулся так называемый Мертвый город, это тысячи пагод и ступ, имеющие многовековую историю. Все из красного обожженного кирпича, они колоритно вписаны в местный пейзаж. И ни одной жилой постройки. Объяснение простое: храмы призваны восхвалять Будду, поэтому они каменные, построены на века, а жилища для смертных, даже если они принадлежат к правящей элите, это всего лишь временные пристанища, поэтому они здесь всегда были деревянные и не сохранились.
Брутальность окружающего ландшафта под конец дня усилила экскурсия по Мертвому городу на кибитках, запряженных лошадьми. Быстро смеркалось, накрапывал дождик, но это только добавляло романтики и воссоздавало непередаваемую атмосферу восточного средневековья. Большинство участников поездки были настроены решительно: вечность стоит того, чтобы увидеть ее с высоты птичьего полета. Решено, утром полетим на воздушных шарах, и плевать, что из-за этого опять нужно очень рано встать!

ОТЧЕТЫ О ПРЕДЫДУЩИХ ПОЕЗДКАХ И НОВЫЕ ПЛАНЫ – ЗДЕСЬ