Casual

«Затерянный мир: Енисей - с юга на север»

14-22 августа 2010 года
Хакасия: смотреть
  • Саяно-Шушенская ГЭС
  • Улуг Хуртуях-Тас
  • Большой Салбыкский курган
  • Туимский провал
  • озеро Парное
 
Красноярский край: смотреть
  • Царь-рыба
  • Бобровый лог
  • Заповедник «Столбы»

20 августа
пятница

 

22 августа
воскресенье

 
 

14 августа
суббота

16 августа
понедельник

 

18 августа
среда

19 августа
четверг

21 августа
суббота

 
 

15 августа
воскресенье

17 августа
вторник

 
Эвенкия: смотреть
  • Медный завод
  • Рудник «Медвежий ручей»
  • Заповедник «Путоранский»
  • Иркиндинский водопад
  • Река Моя-Ачин
  • Озеро Лама

«Полстраны за неделю?!! Вы совсем с ума сошли?» Была и такая реакция на новый маршрут, предложенный организаторами проекта РЦБ-Casual. Для скепсиса были основания – преодоленные в ходе поездки расстояния исчисляются тысячами километров. Пожалуй, это была самая напряженная по темпу поездка из всех предыдущих. Из 18 участников путешествия вдоль Енисея многие участвовали в проекте не впервые, но и они сходились во мнении: в этот раз количество впечатлений превзошло ожидания. Скажем сразу, получилось не все из задуманного. Но и того, что получилось, хватило с лихвой.
Выражаем благодарность руководству ОАО «Русгидро» и ОАО «Норильский Никель» за помощь в решении многочисленных технических вопросов, возникавших в ходе подготовки поездки.
Особо РЦБ благодарит своих красноярских друзей – Анну Хохлову и Анну Ячменеву, представляющих управляющую компанию СМ-Арт.
Анну Хохлову за титанические усилия по организации хакасско-красноярской части путешествия, без чего поездка просто не состоялась бы. Проехать по этому маршруту в одиночку, просто в качестве отпуска, практически невозможно по причине почти полного отсутствия нормального туристического сервиса на всем пути. В этом смысле это действительно затерянный мир. А если бы такой сервис был, то маршрут вдоль Енисея легко бил бы многие зарубежные туристические направления, такую красоту нужно поискать.
Анне Ячменевой спасибо за талантливое описание первых трех дней путешествия. Мы не стали вмешиваться в ее неповторимый стиль, лишь добавили запомнившиеся высказывания членов команды.
В общем, кто не поехал с нами – читайте и завидуйте. Вы упустили уникальный шанс.

Обсуждение поездки – здесь (для комментирования необходима регистрация)

Мы вылетели в Норильск в 6 утра. Учитывая накопившийся недосып, это было, мягко говоря, непросто. В 3 часа ночи глаза не глядели ни на сухпай, ни на товарищей по путешествию. По ходу дела каждый старался везде добрать еще минуту-другую сна: в автобусе, в зале ожидания, в самолете, в аэропорту Норильска, пока нам весьма неторопливо выдавали багаж... Видимо, проверяли на предмет наличия шпионской техники.
Но вот – ура! – мы наконец-то в полном составе вышли из аэропорта, чтобы сесть во встречающий нас автобус, любезно предоставленный «Норильским Никелем». И тут же почувствовали на себе силу пронизывающего таймырского ветра, который здесь даже в середине августа властвует над окружающим пространством. Впрочем, как и сам «НорНикель». Они оба здесь – везде. Казалось бы, нет никого, кто здесь мог бы быть сильнее их. Но это заблуждение. Есть такая сила.
Еще когда мы были в Хакассии, донеслась благая весть: в Норильск собирается премьер-министр. Зачем – никто не понимал, включая «НорНикель» и ветер. Но тем не менее за неделю до его приезда соответствующие службы занялись проверкой и зачисткой единственного приличного отеля в городе. Под зачистку попали не только возможные жучки, но и постояльцы. В том числе и мы. И никого не волновало, что места у нас уже были давно забронированы и оплачены. Также как не волновало, где, собственно, мы должны после этого жить. Спасибо коллегам из «НорНикеля», не дали пропасть, приютили. Конечно, замена гостиницы 5* на 2* не могла никого привести в восторг, но все же лучше, чем ничего. А вероятность «ничего» была вполне реальной, т.к. предоставленный нам отель был вторым и последним в городе. И за размещение в нем на этот период в связи с выбытием главного отеля возникла серьезная конкуренция. Не будь у нас поддержки со стороны руководства «НорНикеля» - остались бы на улице. Такой вот в тех местах туризм: только с административным рычагом.
У нас он был и мы этим пользовались. Для начала поехали на «Медный завод». Это производство, входящее в ОАО «Норильский никель». Приставленные к нам проводники к приему нашей делегации подошли весьма ответственно. Была получасовая лекция в заводоуправлении, в ходе которой нам показали короткий фильм, используемый здесь в процессе внеклассной работы со школьниками средних классов для объяснения на пальцах, из каких этапов состоит производство меди. Судя по вопросам, которыми группа засыпала потом технолога, делавшего презентацию, это был вполне наш уровень.
После этого нам выдали каски, робы, распираторы и очки. И мы пошли в цеха. Шок наступил сразу, в первом же цеху, где, собственно, и происходит главное таинство – плавка и разлив меди. Распираторы и очки помогали плохо, глаза стали слезиться от рези, в горле комок и першение. Не все из группы смогли это выдержать, несколько человек сразу вернулись на улицу. Сам процесс плавки, безусловно, весьма впечатляет, это грандиозное и красивое зрелище. Величественно проплывающий в 10 метрах от тебя многотонный чугунный ковш с расплавленной медью завораживает. Все отлично. Но как здесь можно работать? А ведь рабочие даже очками и распираторами не пользуются, просто ходят с трубками во рту, по которым из висящего на поясе баллона периодически вдыхают кислород. Сюр какой-то.

Александра Милованцева, Агентство прямых инвестиций: И это называется вредным производством? Да оно же смертельное! Я теперь точно знаю, кем ни за что не хочу быть. Это ужас.

На одном из этапов производства видим человека, который стоит в углублении, рядом с ним конвейер неторопливо перемещает формы с отлитыми медными чушками, которые уже затвердели и успели охладиться с +1300C до +800С, т.е. уже такие холодненькие, но еще красненькие. Функция этого рабочего состоит в том, чтобы метровым ломиком выбить ступор в подъезжающей форме, чтобы дальше автомат мог приподнять чушку и опустить ее в воду для дальнейшего охлаждения.
- А какая температура воздуха там вокруг него? – спросили мы сопровождающего нас технолога.
- Ну, градусов 80... Рабочий день у него 8 часов, норма – 700 чушек.
- ?!
- Он привык.
Еще долго ходим по бескрайним цехам, нам объясняют процесс электролиза, в ходе которого металл очищается от ненужных примесей и превращается в медь высшей пробы, мы видим цех готовой продукции, где нам рассказывают, что уже почти договорились о сертификации на Лондонской бирже металлов, осталось лишь в упаковке что-то поправить...
Все весьма впечатляет. А в голове вертится - а есть ли там, около того рабочего с ломиком, воздух в принципе? Но как-то язык не повернулся спросить. Вдруг ответят, что без воздуха он тоже уже привык...
Обращают на себя внимание активные покрасочные работы внутри цехов, а также асфальто-укладочные и побелочные работы на прилегающей территории. Ах да, Путин же едет... Пусть про воздух лучше он спросит.
Следующим пунктом нашей программы становится рудник. Именно так, с ударением на первом слоге. Нас пересаживают на вахтовку (это КАМАЗ с кузовом в виде автобусного салона), только на ней можно забраться на самый верх карьера и спуститься потом в самый низ, никакой автобус туда не проедет. Наверху дождь и ветер метров 30 в секунду, сбивает с ног, давит слезы из глаз, невозможно толком рассмотреть, что там внизу. Понятно только, что перед нами громадная воронка диаметром метров 400 и глубиной метров 200. Далеко внизу видны крохотные БЕЛАЗики. Разговаривать тоже не возможно, нашего проводника, крепкого басовитого шахтера, просто не слышно. Не задерживаемся, быстренько утрамбовываемся обратно в вахтовку, ошеломленно вытирая мокрые лица:
- Что это было?! Здесь так всегда?
- Почти, - улыбается шахтер. Понравилось?
Едем вниз. Здесь намного тише, ветра почти нет. Зато работают огромные, высотой с 6-этажный дом, экскаваторы. В ковш легко может поместиться вся наша группа в один ряд, не пригибая головы. Когда экскаватор выгружает породу в кузов БЕЛАЗа, последний трясется как осиновый лист. А ведь не самая маленькая машинка. В целом такое впечатление, что ты не на Земле, а на какой-то другой планете из фантастического фильма. Пандорра.
Выбираемся из рудника, едем в центр города на ужин. Про сам город нужно сказать отдельно. Он черный. Местами серый. Черные асфальтовые дороги, черные шлаковые обочины, черная земля, на которой в черте города практически полностью отсутствуют деревья, трава и цветы. Серые панельные дома со грязноватыми следами разноцветных красок, в которые их периодически пытаются раскрашивать, но которые не переживают очередной зимы, когда 50-градусный мороз и метель с ветром 30 метров в секунду буквально стесывают все с поверхности домов и земли. А еще бывает «черная метель», когда ветер дует с такой силой, что за стеной снега не видно вытянутой руки, а люди могут передвигаться только по веревке. Над всем этим висит свинцовое небо, 300 дней в году закрытое облаками. Именно таким небом, как правило, встречает гостей города местный аэропорт Алыкель. Серый цвет начинается где-то рядом с тобой и уходит глубоко вдаль.
- Что это, утро или ночь? А где солнце? Или это такой у вас полярный день? – испуганно сыпали мы вопросы нашим сопровождающим.
Оказалось, что полярный день мы пропустили – он длится с конца мая до конца июля. Затем на 3 недели наступает время белых ночей. А то, что наблюдали мы, называется сумеречное состояние или сумеречная ночь, когда цвет неба – все оттенки серого.

Кирилл Мещеряков, Правительство Москвы: Как мне все это знакомо! Я вырос на Камчатке. Здесь всё - один в один, как будто дома. Но у нас там зато – природа! Надеюсь, она нас завтра и здесь приятно удивит.

А еще все это за полярным кругом, поэтому полгода здесь ночь. Зарплата рабочего, который с ломиком – 45 тысяч рублей. Цены в магазинах – московские, т.к. все привозное, кроме оленины. Единственное, что реально дешево, это квартиры. Двушка стоит около 200 тысяч рублей. За одну московскую квартиру здесь можно целую панельную девятиэтажку купить. И смотреть из всех окон на желто-черный дым из сотен труб, черные шлаковые отвалы, груды непонятных ржавых металлических конструкций и полное отсутствие экологии.
Вот в таком оазисе и находятся главные активы одного из крупнейших российских индустриальных монстров. И 200 тысяч граждан России.

© ЗАО "Группа РЦБ".