Многим из нас Мадагаскар представляется, как в известном мультике: улыбаемся и машем. На самом деле он оказался не совсем таким. Да, он красив и многогранен, баобабы и кактусы, лемуры и хамелеоны, сапфиры и алмазы не могут не вызывать детский восторг даже в 40-летних особях с европейским образованием и стилем бытия. Раз в жизни это нужно увидеть. Но так же и уровень нищеты местного населения не может не навевать раздумий о несправедливости мироустройства и о вреде слишком хороших погодных условий для развития цивилизации…

Статистика путешествия
Время: 12 дней, 30 октября – 10 ноября 2014 года
Участники: 23 человека
Погода: от +20 до +30 С, в основном солнечно
Расстояние: 25400 км, из них:
- авиационный транспорт – 24500 км
- автомобильный транспорт – 800 км
- водный транспорт – 70 км
- пешком – 30 км


Ранним утром в окна ударили солнечные лучи, от которых уже успели отвыкнуть в Москве. Отель расположен на озере, в нежно сиреневом окружении деревьев под названием джакарда. Очень красиво.
За завтраком делились впечатлениями прилетевшие накануне Наталья Барщевская (частный инвестор) и Кирилл Мещеряков (предприниматель). После обеда они решили вдвоем прогуляться вокруг озера, но быстро вернулись, поймав на себе не очень дружелюбные взгляды со стороны местного населения.
- Да это же самые простые мои серёжки, - возмущалась Наталья на рекомендацию снять их.
- Это для тебя они самые простые, а для них - целое состояние, - поучал в ответ неосторожную супругу Кирилл.
Да уж, с уровнем жизни у малагасийцев дела не очень, средняя зарплата 40 долларов. Более- менее обеспеченными считаются чиновники и военные. Но упаси бог гражданскому одеться в камуфляж - за это предусмотрена чуть ли не уголовная ответственность. Три революции, прокатившиеся по стране за последние 20 лет, ни одна из которых не была бескровной, вынуждает власти быть постоянно настороже. Именно одетые в камуфляж, бронежилеты и вооруженные пистолетами ребята и сопровождали нас в поездке в качестве охраны, и в некоторых ситуациях их присутствие было явно не бесполезным.
Сначала едем в верхний город. Фактически всё, что можно посмотреть в Антананариву, находится именно здесь. Верхний город - это мощенные камнем узкие извилистые улицы, идущие вверх под углом 30 градусов или даже круче. Здесь живут богатые и успешные. Здесь же располагается и смотровая площадка, откуда весь нижний город с озером Аноси в форме сердца как на ладони, здесь же дорогие магазины камней и дворец королевы, который после революции сначала разграбили и сожгли, а потом превратили в музей. Интерьер дворца поражает своим запустением, но посмотреть на фотографии и портреты бывших мадагаскарских королей и королев было любопытно.
Совсем рядом находится местный костёл - отголосок не такого уж далекого прошлого, когда с начала и до середины XX века остров был официальной французской колонией. Фактически, вся страна отстроена французами, особенно влияние их культуры ощущается в столице. Но малагасийцы упорно отстаивали свою свободу, а когда, наконец, её получили, так и не поняли, что с ней делать. Столица, как и вся страна, постепенно приходит в упадок, что мы и увидели, спустившись из верхнего города. Небольшие домики, некоторые сильно покосившиеся, много бедно одетых и попрошаек. По словам гида, есть целая улица, где люди живут в картонных коробках. Но в целом довольно чисто. А сколько на улицах старых машин 50-х годов выпуска! В основном это такси: Рено, Ситроен, попадаются и совсем раритеты, и всё это продолжает ездить.
Мы попали в Антананариву в базарный день, автобус с трудом протискивался мимо выстроившихся вдоль сильно сузившейся проезжей части торгующих людей. Очень похоже на наши стихийные развалы 90-х годов, если бы не темный цвет кожи и тюки на головах. Всю поездку мы не переставали удивляться, как они такой вес на голову поднимают, на какой точке фиксируют и благодаря чему сохраняют равновесие? Попробовали в качестве эксперимента положить на голову книгу - долго не продержалась.
В этот день нам ещё предстоял переезд в город Анцирабе, местный Баден-Баден. Перед дорогой решили затариться в местном супермаркете провизией. Наталью Коланькову (Медиа группа РЦБ, заместитель генерального директора) не пускают с рюкзаком, мол, с сумками нельзя, сдайте на хранение.
- Это мой кошелёк! – пыталась протестовать Наталья. Все равно не пустили, пришлось ей вместе с кассой ждать в автобусе.
Мы едем на двух автобусах, разделившись по ним примерно поровну, и закинув багаж внутрь салона, несмотря на настойчивые предложения водителей привязать все наши чемоданы на крышу, здесь так принято. Нет уж, мы лучше чуть потеснимся.
Мадагаскар – это бесконечные дороги, серпантины и потрясающе красивые пейзажи. Скажете – утомительно? Да. Но как по-другому можно увидеть эту страну? По дороге каждую минуту кто-то из нас высовывается из окон автобусов и делает снимки на ходу.
С высоты птичьего полёта земля Мадагаскара похожа на яркое лоскутное одеяло. Это действительно так, вся земля распахана, разделана, выращивают кукурузу и рис. Аккуратные рисовые поля чётко вписаны во всевозможные долинки и ложбинки, где есть вода. Всё обрабатывается и убирается вручную... Каждый день, стоя по щиколотку, а то и по колено в воде, местные ухаживают за урожаем. А как красиво смотрятся террасные поля! Фактически это сложные инженерные сооружения, с системой водоотводящих каналов и дамбами из грязи, чтобы подольше сохранить на полях воду.
Анцирабе, второй после столицы по численности город, находится на высоте 1 500 метров, и поэтому это самый холодный город на Мадагаскаре. Хоть и тропики, а ночью может быть весьма прохладно. Добираемся туда уже к вечеру. Мы не очень далеко от экватора, поэтому темнеет рано и почти мгновенно: в 18.00 уже совсем темно и жизнь замирает. Не рекомендуются ночные прогулки и посещение общественных мест, автотранспорту не желательно передвигаться по ночным дорогам - существует вероятность попасть в нехорошую ситуацию. Иными словами, ночью на дорогах орудуют банды.


ОТЧЕТЫ О ПРЕДЫДУЩИХ ПОЕЗДКАХ И НОВЫЕ ПЛАНЫ – ЗДЕСЬ