Многим из нас Мадагаскар представляется, как в известном мультике: улыбаемся и машем. На самом деле он оказался не совсем таким. Да, он красив и многогранен, баобабы и кактусы, лемуры и хамелеоны, сапфиры и алмазы не могут не вызывать детский восторг даже в 40-летних особях с европейским образованием и стилем бытия. Раз в жизни это нужно увидеть. Но так же и уровень нищеты местного населения не может не навевать раздумий о несправедливости мироустройства и о вреде слишком хороших погодных условий для развития цивилизации…

Статистика путешествия
Время: 12 дней, 30 октября – 10 ноября 2014 года
Участники: 23 человека
Погода: от +20 до +30 С, в основном солнечно
Расстояние: 25400 км, из них:
- авиационный транспорт – 24500 км
- автомобильный транспорт – 800 км
- водный транспорт – 70 км
- пешком – 30 км


С самого первого дня в голове вопрос: как они тут вообще живут? В нашем понимании работы здесь нет, каждый выживает, как может. В Анцирабе половина города перевозит на себе вторую половину - малагасийские рикши (пус-пус) ждут клиентов буквально на каждом шагу. Только непонятно: чем платит вторая половина? Может быть овощами и специями? Нам их впаривали настолько назойливо, что, как правило, проще было купить, чем пытаться сопротивляться. Доходило до того, что продавцы запрыгивали в автобус на ходу. Просто корсары какие-то. Толпы попрошаек постоянно подбегали к нашим автобусам и стучали в окна, особенно тяжело смотреть на женщин с детьми на руках. Конечно, душа и сердце россиян не выдерживали, кошельки открывались. Но если вдруг автобус начинал двигаться с очередной остановки до того, как аборигены получали свою долю удачи, среди них начинались настоящие истерики. Без преувеличения, для них получение от нас небольшой суммы денег был вопросом жизни или смерти. Потому что на Мадагаскаре по-прежнему главная причина смертности это не болезни, а голод.
-А вы обратили внимание, что у нас совсем нет толстых? Это потому что малагасийцы любят спорт, - пытаясь скрасить впечатление улыбался Тукки.
- Или потому что толстых здесь сразу съедают? – вполне серьезно интересовался Алексей Гомин (RONIN partners, управляющий директор)
Смотреть в этом городе особо нечего, за исключением торговых лавок. Поэтому обзорная экскурсия по городу началась с посещения лавки, где производят и продают игрушки. Макеты машинок, самолётиков, велосипедиков - всё очень яркое и очень напоминает оригиналы в миниатюре. Учтены мельчайшие детали, всё продумано, даже руль в машинке крутится. И при этом все это сделано из бытовых отходов: банок из-под кока-колы и пива, проволоки, обрезков резины. Нам тут же провели мастер-класс, как это все производится. В общем, Китай отдыхает. В 90-х в России чуть ли не в каждой машине висел чёртик, сплетённый из прозрачных трубочек, вот это из этой же серии.
В соседнем помещении несколько женщин вышивают шарфы и салфетки узорами с лемурами и баобабами. А еще чуть дальше - мастерская с поделками из рога зебу. Зебу - это длиннорогий горбатый бык, самое крупное животное Мадагаскара, один из символов страны. В его честь называют магазины, рестораны и футбольные команды. Самое лучшее пожелание матери своему сыну - быть крепким и здоровым, как зебу. В скотоводстве занята треть населения страны. Особо ценятся рога зебу. После специальной обработки рог приобретает красивый цвет и фактуру, потому широко используется в изготовлении всяких поделок и сувениров. Не удержались, скупили пол-лавки: кости, пепельницы, рога, магниты, украшения.
Заехали на камнеобделочную фабрику, где в местном магазинчике представлены поделки из камней. Во дворе свалена гора из амонитов и целых кусков пород, сверкающих на солнце своими кристаллами. Для усиления блеска их периодически в нашем присутствии сбрызгивают водой. А рядом с ними три неторопливые черепахи. Именно они привлекли больше нашего внимания, чем камни, которых по несколько штук нам собрали в качестве презентов. Правда, на выходе попросили заплатить за подарок. В этом весь Мадагаскар – ни шага без чаевых. А камни мы решили оставить на потом, впереди по программе алмазные и сапфировые месторождения…
За обедом нам не хватило вилок, закончились. Вот так у них всё… Впрочем, не сильно обижаемся, т.к., похоже в этом ресторанчике одновременно с нашим обедом проходит какое-то празднование, местные девушки исполняют незамысловатый танец. А мы чем хуже? Алексей Саватюгин (НП "Национальный платежный совет", президент), как всегда, подготовился к поездке, за обедом из его телефона играла тематическая музыка «всё про Африку» хотя малагасийцы и не считают свою страну Африкой, они уверены, что их остров – это отколовшаяся часть Индии. Но в тот момент это было совершенно не важно. Под ритмы тамтамов - ну как не пойти в пляс? Идею поддержали Виталий Баланович (УК Тринфико Проперти, генеральный директор) и Екатерина Александрова (УК АГАНА, заместитель генерального директора). Судя по тому, как щёлкали фотоаппарты сидевших неподалеку французов, танец имел большой успех.
Выезжаем в сторону Ранумафана. Хвойные леса с ярко зелеными иголками, как в средней полосе России, сменяют холмы, горы и сосны а-ля Алтай, а дальше поля, долины – напоминает Турцию. Одна деревенька сменяется другой. Вдоль дороги бесконечные стада зебу. Говорят, что их количество в два раза превышает численность жителей острова. Ни один праздник и похороны не могут обойтись без мяса этих горбатых. А ещё на дороге люди, по-одиночке и группами, на велосипедах и пешком, с детьми и вещами, куда-то идут, что-то везут. Торгуют вдоль дороги тем, что вырастили: овощи, фрукты, рис. Они так живут. Многие нам в след машут рукой.
По дороге под уклон катится что-то среднее между санями и картом. Устройство полностью из дерева, на нем сидят 4-5 человек. Управление самое примитивное, как и система торможения. Естественно, никакого двигателя.
- А если дорога вверх идет, что они делают? – интересуется Александр Жарский (Юридическая фирма АЛРУД, партнёр) у гидов.
Оказалось, все просто – впрягаются в веревку и тянут за собой.
Через несколько часов пути подъезжаем к месту ночёвки. Довольно приличный лодж, домики расположились в несколько ярусов. Комаров, которых мы так боялись из-за малярии, почти нет, но в каждом домике кровать с сеткой - на всякий случай. Хозяева – иностранцы, все очень ухожено. Кроме нас, ещё одна группа французов, но их не видно, поэтому вечером на ужине в ресторане вся обслуга крутится вокруг нас. Играем в ассоциации, хохот над тропиками стоит далеко за полночь.


ОТЧЕТЫ О ПРЕДЫДУЩИХ ПОЕЗДКАХ И НОВЫЕ ПЛАНЫ – ЗДЕСЬ