Наблюдение за белухами и морскими котиками;
рыбалка на горбушу и крабов; езда на вахтовке по руслу рек в тундре;
пересечение полярного круга и 180-го меридиана; катание на моторных лодках и байдарках; душевные беседы с чукчами и ночевка в яранге под оленьими шкурами; поход на настоящем сухогрузе-угольщике; плутание по заброшенным военным городкам и порталу, где раньше хранилось ядерное оружие
Пожалуй, это было одно из самых неоднозначных путешествий в рамках проекта РЦБ-Casual. С одной стороны, для десяти дней впечатлений много, с другой – не удалось реализовать примерно треть запланированной программы. Из-за накрывшего Чукотку циклона воздушное сообщение было закрыто, в результате мы не смогли добраться до восточного побережья к поселениям эскимосов-морзверобоев и вообще лишь чудом вовремя вернулись в Анадырь, чтобы успеть на обратный самолет в Москву. И это при том, что с точки зрения погодных условий наше путешествие состоялось в самое хорошее время года. Один из главных выводов: на Чукотку почти бессмысленно ехать менее, чем на три недели, только такой запас по времени позволяет с более-менее высокой степенью гарантии осмотреть самые интересные места, имея возможность пережидать циклоны и шторма. Чукотка не дается просто так, с наскока не возьмешь, нужно время и терпение.
Статистика путешествия
Время: 10 дней, 21 – 30 июля 2013 года
Участники: 12 человек
Погода: от +5 до +27 градусов по Цельсию, моментально налетающая облачность, меняющая яркое солнце на затяжные дожди
Расстояние: 13230 км, из них:
- авиационный транспорт – 12500 км
- автомобильный транспорт – 350 км
- водный транспорт – 350 км
- пешком – 30 км
22 июля, второй день
Восемь часов лёту и утром по местному времени мы на месте. Весьма приличный аэропорт, небольшой, но современный и уютный. Забыли туристическую путевку на группу (да мы и слова-то такие не сильно уже помним) и бдительные пограничники сразу отбирают у нас паспорта. А как же, погранзона! Причем распространяется она на всю (!) Чукотку. Есть большое сомнение в том, что эта зона еще как-то и где-то охраняется, кроме как в аэропорту, уж больно расстояния неохватные, но зато здесь погранцы начеку. Вовремя подоспевший Евгений Басов (наш местный сопровождающий на все время поездки) спасает документы и нас.
А вот выдача багажа работает далеко не так четко, выдавали его на транспортёр по 3-4 сумки за раз. Видимо, пешком один человек ходил и носил всё на себе.
– Это здесь нормальное явление, бывает и хуже, - с оптимизмом отметил Женя, заводя нас в VIP-зал, где уже ждали очень вкусные осетинские (!) пироги и чай.
Выходим на улицу и не понимаем, куда мы прилетели: яркое солнце, +27, душно…
- А мы точно на Чукотке? Я думала, что здесь холоднее, зачем термобельё брала? – удивляется Наталья Воеводина (Евразийский банк развития, директор по управлению персоналом).
Рассаживаемся в микроавтобусы и двигаемся к переправе через лиман. По дороге заезжаем в Угольные копи - бывший офицерский посёлок, где до начала 90-х годов прошлого века жили семьи офицеров из нескольких больших воинских частей – летчики, связисты и т.д. Всего более 5 тысяч человек. 20 лет назад здесь бурлила жизнь, на дорогах было активное движение, а сейчас живущих здесь осталось совсем немного, вокруг полное запустение, дома сплошь с выбитыми стёклами, полуразрушенные школа и дом офицеров, всё сильно напоминает мертвый город Припять в районе Чернобыльской АЭС. Войска выведены отсюда в начале 90-х, поселок заброшен и Министерство обороны никак не найдет время, чтобы разобраться с местными властями по поводу этого «наследства».
Анадырь находится на другом берегу от аэропорта, через лиман. В Москве город и аэропорт соединяют ж/д-экспрессы, а здесь летом курсируют пассажирские катера и грузовые паромы для машин, зимой все ездят по льду «зимника», а в межсезонье – только вертолет, за места в котором разгораются настоящие битвы. Пришлось немного подождать, пока на паром заедут наши микроавтобусы, а потом уже пешочком входим на борт. По инструкции мы должны на таком пароме сидеть в специально оборудованной кабинке, но как тут усидеть на месте, когда кругом такая красота. Конечно же, все расползлись по парому…
- Не на том борту стоите, с другой стороны белухи ныряют! – эмоционально восклицает Шаген Бахшиян (Банк «Открытие», директор по работе с эмитентами). И действительно, то здесь, то там из воды показывались мощные белые спины.
Вот и Анадырь. На удивление городок оказался очень ухоженным и разноцветным. Здесь не так много солнца, поэтому и раскрашивают дома в яркие цвета. Очень мило. Но это сейчас, летом. А зимой в пургу ветер отрывает подоконники, а порой даже облицовочный шифер, и носит по воздуху.
Размещаемся в одной из лучших гостиниц в городе (лучших здесь всего две), и понимаем, что она явно не рассчитана на плюс 27 за бортом, скорее на удержание тепла при минус 40. Крыша и стены нагрелись, а проветрить номера возможности нет, небольшое окошко открывается на треть, кондиционера нет по определению.
Ну да не привыкать, три часа на отдых и снова подъем, иначе голова так и останется в московском часовом поясе. Встать удалось не всем, но тех, кто преодолел себя, ожидал сюрприз. Держим путь на сопку Михаила, где ржавеет заброшенная радиолокационная станция, часть бывшего оборонного периметра нашей страны. И отсюда же открывается шикарный вид на город, а также на заливы и сопки вокруг него. На фоне этой красоты перед нами выступает местный ансамбль «Атаксикум», лауреат многочисленных конкурсов национальной песни и пляски. Во многих песнях повторяется один и тот же слоган – «я не я, я не я-ааа…».
- А что это означает? - интересуемся.
- Да то же самое, что по-русски «ля-ля», - отвечают.
А у нас первая ассоциация была, что это песня семьи Невменько из предыдущих поездок.
Все бы хорошо, но местные комары точно не русские. Жирные, и налетают такой толпой, что, проведя себе рукой по бритой голове, Александр Коланьков (Медиа-группа РЦБ, президент) с изумлением смотрит на черную от насекомых ладонь. Ретируется в автобус одним из первых. Съедят же нафиг!