Наблюдение за белухами и морскими котиками;
рыбалка на горбушу и крабов; езда на вахтовке по руслу рек в тундре;
пересечение полярного круга и 180-го меридиана; катание на моторных лодках и байдарках; душевные беседы с чукчами и ночевка в яранге под оленьими шкурами; поход на настоящем сухогрузе-угольщике; плутание по заброшенным военным городкам и порталу, где раньше хранилось ядерное оружие
Пожалуй, это было одно из самых неоднозначных путешествий в рамках проекта РЦБ-Casual. С одной стороны, для десяти дней впечатлений много, с другой – не удалось реализовать примерно треть запланированной программы. Из-за накрывшего Чукотку циклона воздушное сообщение было закрыто, в результате мы не смогли добраться до восточного побережья к поселениям эскимосов-морзверобоев и вообще лишь чудом вовремя вернулись в Анадырь, чтобы успеть на обратный самолет в Москву. И это при том, что с точки зрения погодных условий наше путешествие состоялось в самое хорошее время года. Один из главных выводов: на Чукотку почти бессмысленно ехать менее, чем на три недели, только такой запас по времени позволяет с более-менее высокой степенью гарантии осмотреть самые интересные места, имея возможность пережидать циклоны и шторма. Чукотка не дается просто так, с наскока не возьмешь, нужно время и терпение.
Статистика путешествия
Время: 10 дней, 21 – 30 июля 2013 года
Участники: 12 человек
Погода: от +5 до +27 градусов по Цельсию, моментально налетающая облачность, меняющая яркое солнце на затяжные дожди
Расстояние: 13230 км, из них:
- авиационный транспорт – 12500 км
- автомобильный транспорт – 350 км
- водный транспорт – 350 км
- пешком – 30 км
25 июля, пятый день
Примерно в 6 утра тишину нарушает дружелюбный говор хозяйки яранги:
- Ой, вы еще спите? А я вот решила прийти проверить, не нужно ли вам чего…
- Нужно! Где у вас тут туалет? – высунулся из оленьего полога Денис Матафонов, всю ночь проспавший, как младенец.
- Да везде, сынок… - бабушка неопределенно провела рукой по окружающей тундре.
Везде – это хорошо, но и комары тоже везде, а поутру на росе, да еще рядом с рекой они набрасывались такими стаями, что наскоро умывшись речной водичкой (градусов пять, не больше), сразу хотелось обратно в дымную ярангу.
Завтракаем чаем и вареной олениной, выбираемся через кочковатое поле и тучи комаров до вахтовки, слыша в спину разговор бабульки по мобильному:
- Галя, Валя, идите ко мне, я вам такого расскажу! – ну понятно, тем для разговоров теперь хватит на полгода.
Делимся на две группы – одна идет на моторной лодке, которую в излучине реки еще с вечера припарковал Владилен, остальные трясутся в вахтовке.
Владислав Москальчук (Иркол, генеральный директор) сразу начинает ловить рыбу при любом удобном случае, одновременно критикуя коллег за неправильно оборудованные снасти.
- Это что за блесна? Вы тут крокодила, что ли собрались ловить? Вот как это делается! – бушевал он в моторке. Забросы спининга по методике Москальчука следуют один за другим, но результата нет.
Лодка то набирает ход километров под 40 в час, когда зеркало реки начинает стремительно влетать под задирающийся нос судна, то ползем по перекатам, как черепахи, едва не царапая каменистое дно винтами.
Примерно на полпути делаем частичную смену экипажа моторки, по ходу дела оценив очень симпатичные деревянные срубы, где изначально планировалась стоянка вместо яранги в Амгуэме (но кто-то из местных вандалов безбожно изуродовал хорошие домики, их теперь восстанавливают). Заодно перекусываем тающим во рту салом, которое захватил из дома надежный водила нашей вахтовки (покупает тушку и делает сам).
Еще километров через тридцать нас ждут байдарки. В одну из них садится и уверенно рассекает воды реки Амгуэма Александра Милованцева (Совет выпускников Сколково). Этот сплав, километров 7-8 – одно удовольствие, течение примерно 5 км/ч, а если ты не ленишься махать веслами, входя в нужные протоки и обходя перекаты, то скорость уже 10 км/ч. Глубина метра два, но вода прозрачная, и кажется, что камни на дне летят прямо тебе под ноги…
В это время вахтовка, в которой кроме водителя осталась одна Наталья Коланькова (медиа-группа РЦБ, заместитель генерального директора), очень осторожно пытается пробраться по сильно разбитой оползнями дороге на крутом склоне сопки как можно ближе к месту выгрузки байдарочников. Наталья в самых страшных местах мужественно выходит наружу и показывает водителю дорогу.
И вот, наконец, моторка причалила к берегу, байдарки сдуты, костер разожжен, уха сварена, и мы сидим близко к вершине одной из сопок, и ни души вокруг, и тишина.. А вокруг тааакая красота, что вовек не снилась нам… Вот она, Чукотка! За этим мы сюда и ехали…
Поздно вечером возвращаемся в Эгвекинот, сил хватает только на душ и дойти до цивильной постели.