Наблюдение за белухами и морскими котиками;
рыбалка на горбушу и крабов; езда на вахтовке по руслу рек в тундре;
пересечение полярного круга и 180-го меридиана; катание на моторных лодках и байдарках; душевные беседы с чукчами и ночевка в яранге под оленьими шкурами; поход на настоящем сухогрузе-угольщике; плутание по заброшенным военным городкам и порталу, где раньше хранилось ядерное оружие

Пожалуй, это было одно из самых неоднозначных путешествий в рамках проекта РЦБ-Casual. С одной стороны, для десяти дней впечатлений много, с другой – не удалось реализовать примерно треть запланированной программы. Из-за накрывшего Чукотку циклона воздушное сообщение было закрыто, в результате мы не смогли добраться до восточного побережья к поселениям эскимосов-морзверобоев и вообще лишь чудом вовремя вернулись в Анадырь, чтобы успеть на обратный самолет в Москву. И это при том, что с точки зрения погодных условий наше путешествие состоялось в самое хорошее время года. Один из главных выводов: на Чукотку почти бессмысленно ехать менее, чем на три недели, только такой запас по времени позволяет с более-менее высокой степенью гарантии осмотреть самые интересные места, имея возможность пережидать циклоны и шторма. Чукотка не дается просто так, с наскока не возьмешь, нужно время и терпение.

Статистика путешествия
Время: 10 дней, 21 – 30 июля 2013 года
Участники: 12 человек
Погода: от +5 до +27 градусов по Цельсию, моментально налетающая облачность, меняющая яркое солнце на затяжные дожди
Расстояние: 13230 км, из них:
- авиационный транспорт – 12500 км
- автомобильный транспорт – 350 км
- водный транспорт – 350 км
- пешком – 30 км


30 июля, десятый день
С утра Матафоновы огорчают остальных: баня вчера вечером была отличная. Но это вечером сил не было, а с утра-то! Налеты на местные центр национального творчества (за сувенирами) и мясокомбинат (за олениной), а заодно пройтись спокойно по улицам.
Надо отдать должное Роману Абрамовичу, в период его власти Анадырь возродился, да и другие поселения, говорят, тоже. Есть с чем сравнивать, мы были в заполярье в Норильске, контраст разительный, Анадырь воспринимается гораздо позитивнее. Правда, тут нужно учесть такой момент. На всей территории Чукотки (по площади – три Франции) проживает всего 50 тысяч человек. Из них 15 тысяч проживают в Анадыре. Из этих 15 тысяч (включая стариков и детей), 5 тысяч – это федеральные чиновники. Т.е. каждый третий! А сколько еще муниципальных чиновников на местах? Каждое второе здание в центре города – это офис федерального ведомства. Рыба, уголь, золото - три кита, на которых стоит Чукотка. Но на все нужны лицензии, например, рыбу без лицензии могут ловить только люди коренных национальностей. Обходится это очень просто: едут на рыбалку десять русских и берут с собой одного чукчу, если подъезжает Рыбнадзор – это всё чукча поймал. Так и живем по всей нашей большой стране.
В Анадыре одна радиостанция, называется очень точно – ПУРГА, рекламный слоган еще точнее: «Не спи, замерзнешь». Тут и правда, можно замерзнуть. Но зато радуют теплые краски на стенах домов и не менее нежные названия магазинов, например – «Чукчаночка». А вот цены на овощи и фрукты совсем не радуют, выше московских раза в два, и стало понятно, почему девушка в Домодедово так волновалась за сохранность пакета с помидорами.
Оставляем чету Бахшиянов в отеле, им еще двое суток ждать своего самолета, чтобы использовать накопленные бонусные мили. Чтобы не скучали, Женя обещает им велосипедную прогулку к водопаду, а остальные, обняв бедолаг на прощанье, грузятся на баржу. Идем в крайний раз по лиману, Москальчук грустно смотрит вдаль, стоя у борта, и вдруг прямо перед ним из воды выныривает котик, держа в зубах здоровенную рыбу. И трясет ею прямо перед Владом, типа – смотри, я умею ловить, а ты нет! Хвастаться тоже надо уметь. Зачёт.
Перед вылетом в аэропорту наблюдаем грустную группу москвичей, человек пятнадцать, которые уже трое суток не могут улететь по погодным условиям в Провидение, мотаясь каждый день через лиман из Анадыря в аэропорт и обратно, а им тоже уже скоро возвращаться обратно в Москву. Ребята, мы вас понимаем, удачи вам.


ОТЧЕТЫ О ПРЕДЫДУЩИХ ПОЕЗДКАХ И НОВЫЕ ПЛАНЫ – ЗДЕСЬ