Наблюдение за белухами и морскими котиками;
рыбалка на горбушу и крабов; езда на вахтовке по руслу рек в тундре;
пересечение полярного круга и 180-го меридиана; катание на моторных лодках и байдарках; душевные беседы с чукчами и ночевка в яранге под оленьими шкурами; поход на настоящем сухогрузе-угольщике; плутание по заброшенным военным городкам и порталу, где раньше хранилось ядерное оружие
Пожалуй, это было одно из самых неоднозначных путешествий в рамках проекта РЦБ-Casual. С одной стороны, для десяти дней впечатлений много, с другой – не удалось реализовать примерно треть запланированной программы. Из-за накрывшего Чукотку циклона воздушное сообщение было закрыто, в результате мы не смогли добраться до восточного побережья к поселениям эскимосов-морзверобоев и вообще лишь чудом вовремя вернулись в Анадырь, чтобы успеть на обратный самолет в Москву. И это при том, что с точки зрения погодных условий наше путешествие состоялось в самое хорошее время года. Один из главных выводов: на Чукотку почти бессмысленно ехать менее, чем на три недели, только такой запас по времени позволяет с более-менее высокой степенью гарантии осмотреть самые интересные места, имея возможность пережидать циклоны и шторма. Чукотка не дается просто так, с наскока не возьмешь, нужно время и терпение.
Статистика путешествия
Время: 10 дней, 21 – 30 июля 2013 года
Участники: 12 человек
Погода: от +5 до +27 градусов по Цельсию, моментально налетающая облачность, меняющая яркое солнце на затяжные дожди
Расстояние: 13230 км, из них:
- авиационный транспорт – 12500 км
- автомобильный транспорт – 350 км
- водный транспорт – 350 км
- пешком – 30 км
29 июля, девятый день
Выдвигаемся в поселок Гудым. Это еще несколько километров между сопками за Угольные копи. Поселок был создан в середине 50-х годов в начале «холодной войны». Жили здесь семьи офицеров-ракетчиков, а также московских метростроителей, которые и вырыли внутри одной из сопок самое настоящее метро. Основной туннель, длиной почти полтора километра, и множество боковых ответвлений от него, где и хранились ракеты стратегического назначения и ядерные заряды, а также находился пункт управления, учебные классы, казармы и т.д. Каждое ответвление имеет стоящий на входе 20-ти тонный блок, который может передвигаться по рельсам и в случае необходимости блокирует вход. Говорят, как-то раз кто-то из туристов начал крутить ручное управление одного из блоков, приведя его в движение, когда остальные товарищи находились в тупиковой части туннеля. Выскочить успели, но коллегу потом долго учили уму-разуму, ведь обратно эту глыбу не сдвинуть никак. Вся эта многокилометровая подземная конструкция, и по сей день носящая название «Портал», была способна выдержать прямое попадание ядерной бомбы, а гарнизон мог автономно просуществовать до полугода.
Внутри холодно, мы движемся по рельсам плотной группой, освещая путь фонариками. В целом ощущение жутковатое, эдакий «Сталкер» в реальном времени. Наташа Воеводина находит листок с планом по Ленинскому зачету одного из бойцов (кто застал советское время, помнит, о чем речь). Обещала повесить у себя в банке над рабочим столом.
Наконец-то выбираемся наружу, где снова есть свет и тепло. Выходим за периметр портала, огороженный колючей проволокой, ДОТами и смотровыми вышками, на берегу ручья разводим костер. Жарим шашлыки, коптим рыбу, смотрим на впечатляющие остатки поселка, где была своя школа, больница, библиотека, дом культуры и вообще кипела жизнь. Сюда с дозаправкой в воздухе прилетали стратегические бомбардировщики из Калининграда (если кто помнит передачу «Служу Советскому Союзу!»), про активность подводных лодок можно только догадываться. В общем, курим бамбук и думаем, насколько богата наша страна, если она сначала создала эту впечатляющую точку в общей системе обороноспособности, потратив на это немыслимые миллионы советских рублей, а потом в конце 90-х годов двадцатого века легко закрыла её, даже не заметив потери.
Говорят, что когда в 50-е года того же века портал достроили, командир гарнизона по фамилии Гудым (или Гудымов, точно не известно, все ж было засекречено, но неофициальное название поселка пошло от него, а официальное что-то вроде Магадан-1) получил поздравительную телеграмму от ЦК КПСС. А на следующий день примерно такую же – от правительства США. Еще через день он застрелился.
Евражки снова бегают вокруг, явно посмеиваясь над нами.
Вечером в гостинице устраиваем завершающий вечер, по традиции даем слово каждому. Организаторы готовы к самому суровому приговору, ведь реально треть программы сорвана, и уже не важно, по какой причине, не предусмотрели – значит виноваты. На удивление, хороших оценок звучит намного больше, чем негатива.
Иван и Денис Матафоновы еще находят в себе силы сходить в местную баню.