Наблюдение за белухами и морскими котиками;
рыбалка на горбушу и крабов; езда на вахтовке по руслу рек в тундре;
пересечение полярного круга и 180-го меридиана; катание на моторных лодках и байдарках; душевные беседы с чукчами и ночевка в яранге под оленьими шкурами; поход на настоящем сухогрузе-угольщике; плутание по заброшенным военным городкам и порталу, где раньше хранилось ядерное оружие

Пожалуй, это было одно из самых неоднозначных путешествий в рамках проекта РЦБ-Casual. С одной стороны, для десяти дней впечатлений много, с другой – не удалось реализовать примерно треть запланированной программы. Из-за накрывшего Чукотку циклона воздушное сообщение было закрыто, в результате мы не смогли добраться до восточного побережья к поселениям эскимосов-морзверобоев и вообще лишь чудом вовремя вернулись в Анадырь, чтобы успеть на обратный самолет в Москву. И это при том, что с точки зрения погодных условий наше путешествие состоялось в самое хорошее время года. Один из главных выводов: на Чукотку почти бессмысленно ехать менее, чем на три недели, только такой запас по времени позволяет с более-менее высокой степенью гарантии осмотреть самые интересные места, имея возможность пережидать циклоны и шторма. Чукотка не дается просто так, с наскока не возьмешь, нужно время и терпение.

Статистика путешествия
Время: 10 дней, 21 – 30 июля 2013 года
Участники: 12 человек
Погода: от +5 до +27 градусов по Цельсию, моментально налетающая облачность, меняющая яркое солнце на затяжные дожди
Расстояние: 13230 км, из них:
- авиационный транспорт – 12500 км
- автомобильный транспорт – 350 км
- водный транспорт – 350 км
- пешком – 30 км


26 июля, шестой день
Утром идем к памятнику погибшим в 40-х годах советским пилотам, перегонявшим самолеты из США. Симпатичное место, одна из самых высоких точек города, на склонах сопки местная молодежь регулярно камнями выкладывает отчет об окончании школы, например, на 20 метров в периметре: МЫ-2012. Рядом горнолыжная трасса и подъемник, горный ручей, вид на весь городок и залив. Местные жители любят проводить здесь свободное время, а мы с Женей по традиции задабриваем духов, но не помогает – вроде и есть большие дыры в облаках, через которые пробивается голубое небо, а все же вертолетчики дают отбой, лететь нельзя.
Можно строить версии, кинули ли нас, отдав рейс геологам, или и правда погода в направлении Провидения была нелетная, как поймешь? А шутить с небом и пытаться давить на летчиков – дело очень стрёмное…
В общем, после обеда, когда окончательно стало понятно, что сегодня улететь не получится, Женя в очередной раз подключил местные связи и через полчаса возле каменистого пирса нас ждала моторка под руководством местного любителя экзотики по имени Александр.
Ярко светит солнце и мы мчимся по зеркальной поверхности залива Креста на другой берег, где стоят балки – это такие небольшие сарайчики, которые разбросаны по всей Чукотке на охотничьих тропах и рыболовецких маршрутах, в которых, как правило, есть печка-буржуйка, нары и небольшой запас продуктов, который по негласному местному закону обязан пополнить каждый следующий гость. Балок всегда открыт, иначе зачем он нужен? Закрытый балок скорее всего просто сожгут. Скольким людям, попавшим в передрягу из-за погоды или по какой-то другой причине, эти сарайчики спасли жизнь – не сосчитать.
Вот возле одного из таких балков мы и пристали, сразу начав обживаться. Первым делом – развести костер, затем – установить сети. Иван Матафонов (Неттрейдер, руководитель направления по сделкам с недвижимостью) ловко распутывает снасти, в этом он легко даст фору более молодым коллегам. Параллельно несколько человек уходят в тундру по грибы и приносят их в довольно большом количестве. В основном белые, подберёзовики, и подосиновики.
- На Чукотке все грибы съедобные, мухоморы почти не встречаются. Кстати, местные бывают очень рады такой находке. А искать нужно под берёзками… - поясняет Женя.
- Сначала бы найти эти берёзки, – с грустью по привычным жизненным ориентирам вздыхает Саша Милованцева. И действительно, эту мелочь, что путается в тундре под ногами, москвич за березу точно признать не может.
Вытаскиваем сети, вот это улов! Штук 30 горбуш, из них многие с икрой, и немедленно начинается ритуал изготовления икры-пятиминутки.
Стремительно налетает туман, в заливе поднимается легкая волна, и следующая прибывающая на точку группа путешественников уже слегка укачана. Но у них свои положительные эмоции – по дороге подняли ловушки с крабами, королевского нет ни одного, но и мелочевка размером с ладонь идет ничуть не хуже обычных раков.
Снова к месту гитара, хором поем любимые песни, а на струнах оседают капли тумана. В обратную сторону Александр также отвозит нас в несколько этапов, но теперь это делать намного сложнее – поднявшаяся волна и туман полностью скрывают видимость за пределом пятидесяти метров. Поэтому он каждый раз ошибается в точке прибытия примерно на километр. Вот такая здесь навигация.


ОТЧЕТЫ О ПРЕДЫДУЩИХ ПОЕЗДКАХ И НОВЫЕ ПЛАНЫ – ЗДЕСЬ