Наблюдение за белухами и морскими котиками;
рыбалка на горбушу и крабов; езда на вахтовке по руслу рек в тундре;
пересечение полярного круга и 180-го меридиана; катание на моторных лодках и байдарках; душевные беседы с чукчами и ночевка в яранге под оленьими шкурами; поход на настоящем сухогрузе-угольщике; плутание по заброшенным военным городкам и порталу, где раньше хранилось ядерное оружие

Пожалуй, это было одно из самых неоднозначных путешествий в рамках проекта РЦБ-Casual. С одной стороны, для десяти дней впечатлений много, с другой – не удалось реализовать примерно треть запланированной программы. Из-за накрывшего Чукотку циклона воздушное сообщение было закрыто, в результате мы не смогли добраться до восточного побережья к поселениям эскимосов-морзверобоев и вообще лишь чудом вовремя вернулись в Анадырь, чтобы успеть на обратный самолет в Москву. И это при том, что с точки зрения погодных условий наше путешествие состоялось в самое хорошее время года. Один из главных выводов: на Чукотку почти бессмысленно ехать менее, чем на три недели, только такой запас по времени позволяет с более-менее высокой степенью гарантии осмотреть самые интересные места, имея возможность пережидать циклоны и шторма. Чукотка не дается просто так, с наскока не возьмешь, нужно время и терпение.

Статистика путешествия
Время: 10 дней, 21 – 30 июля 2013 года
Участники: 12 человек
Погода: от +5 до +27 градусов по Цельсию, моментально налетающая облачность, меняющая яркое солнце на затяжные дожди
Расстояние: 13230 км, из них:
- авиационный транспорт – 12500 км
- автомобильный транспорт – 350 км
- водный транспорт – 350 км
- пешком – 30 км


23 июля, третий день
Никуда не деться, разница во времени даёт о себе знать. Большинство, промучившись от такой редкой в этих местах жары недолгой полярной ночью (на час наступают легкие сумерки), с утра пораньше с удовольствием прогулялись по ещё спящему городу. Опять пересекаем лиман и приезжаем в аэропорт. Прогноз неутешителен, рейс отложен на час, через час опять на час и так через каждый час до обеда. Кто-то устроил второй завтрак с икрой, кто-то отсыпался в VIP-зале, куда нас пустили благодаря связям нашего сопровождающего, кто-то гулял в окрестностях аэропорта.
А в окрестностях бегали евражки. Это такой местный суслик, только очень любопытный. Встает на задние лапки и с интересом тебя рассматривает.
- А там, куда мы едем, суслики ещё будут? – с надеждой спросила Ярослава Роотс, так и не сумев близко подобраться к евражке и покормить хлебом… Было очевидно, что ей дальше уже и не очень хочется, если там сусликов не будет.
Рядом с этой охотой на евражек наиболее стойкие участники поездки под руководством Жени задабривали духов. Можно верить, можно не верить, но ровно через час после начала ритуала общения с духами была объявлена посадка и мы вылетели в залив Креста в город Эгвекинот.
Лететь всего-то час, но снова пограничник, снова «турпутевка». Мания у них тут на это. Лучше бы самолеты местных авиалиний в порядок привели, в АН-24 дышать было совсем нечем на протяжении всего полета.
На посадку заходили между двух сопок, прямо над заливом, до последнего казалось, что вот-вот крылом заденем воду, но шасси четко попали на взлетную полосу местного аэропорта. Впрочем, аэропорт – это слово не про эти места, пара одноэтажных домиков и выдача багажа с борта грузовика. Романтика.
Зато в Эгвекиноте гостиницей оказались очень приличные коттеджи, принадлежащие Чукотской торговой компании, это такие местные олигархи, торгуют всем подряд. Нина Бахшиян (домохозяйка) сразу начала наводить уют, растапливая чайник и принося тапочки мужу, демонстрируя лучшие качества любящей русской жены.
По-хорошему поразил местный краеведческий музей, особенно его директор, очень увлечённая и любящий свой край женщина. Впрочем, практически все местные жители, с которыми нам посчастливилось повстречаться в этом путешествии, оказались такими же. Эх, масквачи, далеко нам до них…


ОТЧЕТЫ О ПРЕДЫДУЩИХ ПОЕЗДКАХ И НОВЫЕ ПЛАНЫ – ЗДЕСЬ