Монастыри и храмы, христианство и язычество, моря и озера, реки и болота, острова и лодки, рыба и чайки, бездорожье и гостеприимство, скорбь СЛОНа и потрясающая красота русского севера
Съездить отдельно в каждый из пройденных пунктов нашего маршрута, в принципе, не очень сложно (хотя тоже нужно собраться), но пройти его в таком виде целиком в одиночку или с семьей вряд ли легко получится. И дело не только в логистической сложности, есть еще факторы погоды и мошкары, которые в этой поездке были полностью на нашей стороне: солнце ярко светило все десять дней, а редкого комарика группа приветствовала, как существо из Красной книги. Ну и еще, конечно, фактор правильной компании, т.к. эмоциональная поддержка в этих местах имеет значение. Для настоящих паломников все это пустяки, но мы-то говорим о гораздо более сложных организмах – профессиональных участниках фондового рынка.
Статистика путешествия
Время: 10 дней
Участники: 10 человек
Погода: +20, солнце, ветер
Расстояние: 4050 км, из них:
- железнодорожный транспорт – 2200 км
- автомобильный транспорт – 1400 км
- водный транспорт – 400 км
- пешком – 50 км
Ночная выгрузка в Кеми. Одна из версий названия этого городка выглядит так: КЕМ — восходящая еще к XVIII веку аббревиатура русского административного (он же матерный) языка. Къ Е… Матери - по преданию, это была любимая резолюция Екатерины II, накладываемая на множество документов. Якобы, в ответ на просьбу кемских мужиков сменить название города на нечто более пристойное, Екатерина ответила: «название Кем было дано по воле императора Петра, отменить это его решение я не вправе, но могу смягчить». Так и появилась Кемь. Правда или историческая шутка не знаем, но то, что Кемь далеко – факт.
Ночуем в коттеджном поселке на берегу Белого моря. Рано утром грузимся на баркас с весьма символическим названием «Василий Косяков», проходим мимо места, где снимался фильм «Остров», и два часа идем по взволнованному морю в окружении окончательно обнаглевших чаек, стаями зависающих в полуметре над пассажирами открытой палубы, успешно выпрашивая еду. Сильный ветер сводит на нет все усилия яркого солнца, напоминая, что мы на севере.
Открывается величественная панорама Соловецкого монастыря, и вскоре мы топчем кроссовками весьма потертый дощатый пирс, пылим на УАЗике до гостиницы по песчаным улицам острова. Гостиница та еще, перегородки фанерные, беруши очень пригодились. Но зато на берегу озера и с собственной очень качественной баней.
Соловецкая земля – это, конечно, нечто, противоречивость ощущений зашкаливает. Кто-то справедливо восхищается местной природой. У кого-то эти места стойко ассоциируются исключительно с тюрьмой, но местные экскурсоводы с обидой напоминают, что лагеря – это «всего лишь» 20 лет из истории островов, которая насчитывает многие столетия. Это правда. Но мы побывали в музее СЛОНа (Соловецкий лагерь особого назначения) и на Секирной горе (см. ниже). Волосы дыбом. Не дай Бог нашей стране такого снова, даже на один день.
Монастырская крепость, сооруженная из огромных валунов, поражает величиной валунов, из которых она сложена. Выглядит очень живописно, камни покрыты ржавым мхом и сквозь них кое-где пробиваются цветущие растения. Этому монастырю пришлось выдержать и настоящие военные сражения: «Соловецкое сидение» - церковную смуту, вылившуюся в восьмилетнюю (1668— 1676 г.г.) оборону монастыря от царских войск, закончившуюся его падением, и успешную оборону весной 1854 года от нападения английской эскадры в разгар Крымской войны.