Монастыри и храмы, христианство и язычество, моря и озера, реки и болота, острова и лодки, рыба и чайки, бездорожье и гостеприимство, скорбь СЛОНа и потрясающая красота русского севера

Съездить отдельно в каждый из пройденных пунктов нашего маршрута, в принципе, не очень сложно (хотя тоже нужно собраться), но пройти его в таком виде целиком в одиночку или с семьей вряд ли легко получится. И дело не только в логистической сложности, есть еще факторы погоды и мошкары, которые в этой поездке были полностью на нашей стороне: солнце ярко светило все десять дней, а редкого комарика группа приветствовала, как существо из Красной книги. Ну и еще, конечно, фактор правильной компании, т.к. эмоциональная поддержка в этих местах имеет значение. Для настоящих паломников все это пустяки, но мы-то говорим о гораздо более сложных организмах – профессиональных участниках фондового рынка.

Статистика путешествия
Время: 10 дней
Участники: 10 человек
Погода: +20, солнце, ветер
Расстояние: 4050 км, из них:
- железнодорожный транспорт – 2200 км
- автомобильный транспорт – 1400 км
- водный транспорт – 400 км
- пешком – 50 км

Совершенно неожиданно (пепел на голову организаторам) попадаем на один из главных церковных праздников – Преображение Господне, в народе более известный как Яблочный спас. По этому поводу была праздничная служба и крестный ход вокруг монастыря. Сильнейшее впечатление – участвовать в этом действе, происходящем на скалистых тропках по берегу одного из самых северных морей России.

После крестного хода в монастыре была трапеза, куда были допущены только братья, мирян не звали. «Без молитвы не стучать, без благословления не заглядывать» - историческая надпись на трапезной монахов. Мы не обиделись.

Поедая вкуснейшую церковную коврижку, купленную под стенами монастыря, выезжаем на Секирную гору. Название связано с легендой: якобы во времена, когда женщинам было запрещено посещать остров, где жили монахи, сюда приплыл рыбак с женой. Вот на вершине этой горы двое «светлых» юношей-ангелов и высекли пойманную ими жену рыбака — в знак веления «свыше», чтобы остров безраздельно принадлежал монахам.

Название горы говорящее и еще по одной причине. С 1928 по 1939 г.г. в стоящей на вершине горы церкви, купол которой в прежние времена одновременно являлся маяком для кораблей, идущих по Белому морю, располагался центральный штрафной изолятор Соловецкого лагеря, совершенно изолированный даже от других заключенных Соловецкого лагеря. Если есть желание узнать, что происходило в этом изоляторе – съездите на Соловки, или хотя бы сделайте запрос в интернете. Солидарная мысль участников поездки после посещения этого места: какой, нафиг, кризис, ребята? Мы с вами зажрались. Вы думаете, что у вас все плохо? Вчитайтесь в ужас, который сквозит в неотправленных надзирателями письмах сидельцев с Секирной горы.

А вид со смотровой площадки оттуда потрясающий…

На обратном пути заезжаем в ботанический сад, в основном также созданный руками заключенных ученых, пока им еще разрешали заниматься наукой. Интересно было увидеть, сколько всего можно при желании вырастить даже на этой северной земле. Но порядки не сильно изменились: работающих летом в заповеднике студентов-волонтеров нежно называют трудниками, а любая попытка сорвать на заповедной земле ягоду черники, которая все равно через неделю засохнет, сопровождалась тревожным предупреждением экскурсовода – «Осторожнее, за нами охранник наблюдает!».

Ужинаем в шикарном ресторане «Изба» при не менее шикарной гостинице (опять недоработка организаторов, но как за полторы тыщи верст понять, что там лучшее?).

- А морошка у вас есть? Несите! - наконец сбылась мечта Игоря Михайлова (Землеустроительные технологии, владелец, бывший директор одного из крупнейших регистраторов). Отведав вожделенную ягоду и проникшись окружающей красотой, он решил подарить девушкам из группы (их было шесть) очень красивые ромашки, что росли на клумбе возле ресторана. Как воспитанный человек, он подошел к официанту и попытался договориться:

- Мне нужно шесть ромашек с вашей клумбы.

- Кого хороним? - совершенно невозмутимо ответил официант.

Ромашки были приняты девушками весьма благосклонно. А вечером была баня с березовыми вениками и прыжками в озеро. Исхлестали друг друга знатно. Ататашечки устроили, как нежно назвала это действо Лариса Щеглова (Холдинг РЕСО, юрист). Для нее баня была особенно актуальна, т.к. первые дни путешествия она отчаянно мерзла на Соловках (было и правда свежо), периодически точно совпадая цветом лица со своей модной курточкой салатового оттенка.

© ЗАО "Группа РЦБ".