Три жемчужины Юго-Восточной Азии – Лаос, Камбоджа и Вьетнам с середины XIX по середину XX века были объединены в Индокитайский союз, являясь частью французской колониальной империи. Потом были долгие годы коммунистической диктатуры и кровавых войн. Но все это не более чем эпизоды, которые не могут затмить великую культуру, которая была на этой земле тысячелетиями, задолго до французов и коммунистов. Сегодня этот регион стремительно открывается для туризма. Бесчисленные пагоды и изваяния Будды, затерянные в горах и лесах древние храмы, опутанные мощными корнями деревьев, не говоря уже о природной красоте – водопадах, озерах и пещерах, которых здесь едва ли меньше, чем пагод… Чтобы увидеть все достопримечательности этих мест, здесь нужно провести годы. Но и за две недели мы получили много незабываемых впечатлений.
Статистика путешествия
Время: 14 дней, 29 октября – 11 ноября 2017 года
Участники: 19 человек
Погода: от +20 до +30 С, солнце, облачность, временами дождь
Расстояние: 17130 км, из них:
- авиационный транспорт – 16350 км
- автомобильный транспорт – 700 км
- водный транспорт – 50 км
- пешком – 30 км
Но Сием Рип – это всего лишь современный городок, выросший рядом с настоящим чудом древней цивилизации. Мы надеялись, что камбоджийский Ангкор удивит историческими загадками, как было год назад в Перу, и ожидания оправдались. В истории знаменитой империи кхмеров обнаружилось масса интересного и непонятного.

Как гласят летописи, в 802-м году н.э. молодой принц Джаяварман II и его духовный наставник Шива Кайвалья, появившийся непонятно откуда, разработали план освоения площади в 300 тысяч (!) квадратных километров. В глухих джунглях они разметили четкие контуры будущих храмов, дворцов, каналов и приступили к строительству. В настоящее время известно про 1250 храмов, и них только в одном Сием Рипе найдено 250, в том числе всемирно известный Ангкор Ват. Сегодня подавляющее большинство из них находятся в плену мощных корней деревьев, т.е. полностью поглощены джунглями, но воображение легко дорисовывает, как монументально эти храмовые комплексы выглядели тысячу лет назад. В общем, уже повод для аплодисментов. Но это только присказка.

Сказка в том, что соотношение размеров ключевых храмов и расстояния между ними в точности соответствует соотношению этих показателей в созвездии Дракона. Понятно, что дракон в этих местах штука совсем не случайная, но ведь эти астрономические знания современное человечество получило намного позднее! Еще более удивителен тот факт, что в обозримом прошлом это созвездие вообще не было видно над Камбоджей. Откуда же Шива знал эту информацию и кто он вообще был такой? Загадка. Наличие на фреске одного из заброшенных храмов изображения динозавра еще больше усилило ассоциацию с оставшимися без ответа перуанскими тайнами.

При прогулке по Ангкору невольно создается ощущение, что многочисленные каменные храмы с богато украшенными стенами как будто выросли из непроходимых джунглей. Ученые до сих пор бьются над загадками их строительства, но столица империи кхмеров веками бережно хранит тайны. Храмы, которые можно увидеть сегодня, — лишь небольшая часть огромной могущественной империи. Трудно поверить, но в то время, когда европейские столицы были небольшими поселениями и, например, во всем Париже жило не более 40 тысяч человек, население Ангкора составляло почти миллион жителей.

В 1860-х годах французский путешественник и ботаник Анри Муо случайно наткнулся на монастырь на территории Ангкора, находившийся тогда под контролем Таиланда. В 1907 году Ангкор был возвращен Камбодже, сюда потянулись путешественники, искатели приключений, археологи, историки, и Ангкор постепенно стал одной из главных достопримечательностей Юго-Восточной Азии. С 1930-х по 1960-е годы большинство храмов были восстановлены. Красные кхмеры почти не повредили Ангкор, однако восстановительные работы были приостановлены, и продолжены уже после падения режима Пол Пота.

Охраняют Ангкор, как атомную электростанцию. Не менее трех уровней контроля, проверяющие специальные именные бейджи и внимательно следящие, чтобы ты не утащил кусочек древней кладки. Оно и понятно, эта жемчужина приносит в казну Камбоджи весьма существенную часть доходов.

В этот день наш гид превзошел сам себя, рассказывая нам одну за другой легенды из индуистского и буддистского эпоса, пока мы гуляли под периодически моросящим дождиком по Ангкор-Вату и Ангкор-Тому, террасам слонов и прокаженного короля, Королевской площади и легендарному храму Байон, известному своими каменными башнями-улыбками. Вывод из его рассказов напрашивался сам собой: как ни расслаблены во все века здесь были индуисты и буддисты, а резали себе подобных (и прежде всего ближайших родственников) так, что только хруст стоял. Везде и всюду мы видели многочисленные фрески танцовщиц-апсар, каждая из которых отличалась от других, и при этом почти все они были топ-лесс, что многое говорит о царившей здесь свободе нравов, не в последнюю очередь опиравшихся также на традицию курения опиума.

Даже при такой погоде дышалось тяжеловато, так что мы не сильно жалели, что над нами нет ясного неба и яркого солнца. И только Максим Чернин и Анна Геращенко переживали – что же организаторы так недоработали, вместе с зеленым коридором не заказали заодно и погоду, как же красивые фотки теперь сделать?

ОТЧЕТЫ О ПРЕДЫДУЩИХ ПОЕЗДКАХ И НОВЫЕ ПЛАНЫ – ЗДЕСЬ