Три жемчужины Юго-Восточной Азии – Лаос, Камбоджа и Вьетнам с середины XIX по середину XX века были объединены в Индокитайский союз, являясь частью французской колониальной империи. Потом были долгие годы коммунистической диктатуры и кровавых войн. Но все это не более чем эпизоды, которые не могут затмить великую культуру, которая была на этой земле тысячелетиями, задолго до французов и коммунистов. Сегодня этот регион стремительно открывается для туризма. Бесчисленные пагоды и изваяния Будды, затерянные в горах и лесах древние храмы, опутанные мощными корнями деревьев, не говоря уже о природной красоте – водопадах, озерах и пещерах, которых здесь едва ли меньше, чем пагод… Чтобы увидеть все достопримечательности этих мест, здесь нужно провести годы. Но и за две недели мы получили много незабываемых впечатлений.
Статистика путешествия
Время: 14 дней, 29 октября – 11 ноября 2017 года
Участники: 19 человек
Погода: от +20 до +30 С, солнце, облачность, временами дождь
Расстояние: 17130 км, из них:
- авиационный транспорт – 16350 км
- автомобильный транспорт – 700 км
- водный транспорт – 50 км
- пешком – 30 км
Уехали на несколько десятков километров от Сием Рип, углубившись в джунгли. Посетили гору Пном Кулен, которая является излюбленным местом отдыха кхмеров. Для кхмеров, наверное, нормально, и даже красивому водопаду можно и нужно отдать должное, что и сделали самые водоплавающие участники группы, но вот с санитарными условиями там – так себе. Сразу вспомнились инструкции бывалых товарищей, что в таких местах перед каждым приемом пищи в обязательном порядке надо принять 50 грамм крепкого спиртного. Рекомендация была выполнена неукоснительно, а некоторыми со страху и перевыполнена. Даже Светлана Иванова решительно протянула стакан – наливайте!

Подивились на дно ручья тысячи Линга, которое на протяжении более 200 метров украшено резьбой по камню, из-под воды видны небольших размеров Линга (мужское начало) и Ёни (женское начало). По индуистскому преданию, вода, протекая по Линга и Ёни, становится лечебной. Поэтому многие современные кхмеры приезжают просить сюда здоровья. Ну а мы-то, подкрепившись, поверили в свои силы и не только умылись и полили на темечко (так надо, иначе счастью не бывать!), но и попробовали водицы из родника. Чистейшая, между прочим.

После этого прошлись по тропам красных кхмеров в джунглях. Даже сейчас, когда эта тропа абсолютно туристическая и безопасная, как-то совсем не тянет делать шаг в сторону, углубляясь в «зеленку». Не хочется даже представлять, как оно тут все происходило в условиях реальных боевых действий. Так же, как не хочется пересказывать историю эксперимента, который здесь поставил фанатик по имени Пол Пот, ведь даже руководство Советского Союза называло этого «вождя» кровожадным диктатором. Человек, закончивший Сорбонну и защитивший диссертацию по социологии, в погоне за реализацией идеи по построению утопического социалистического общества за несколько лет уничтожил половину населения собственной страны. Полное ощущение, что парень просто прочитал «1984» Оруэлла и реализовал этот сценарий на живых людях. Нет слов.

Партизанская тропа начинается и заканчивается у действующего буддистского храма, где из скалы высечен лик лежащего Будды. Впечатляет.

По дороге назад заезжаем взглянуть на чудо грации и гармонии – храм из розового песчаника Бантей Срей. Мастерство древних резчиков в искусстве обработки камня и правда поражает.

И на закуску заходим в знаменитый комплекс Бенг Мелиа, отличающийся от остальных окрестных храмов своей «запущенностью». Комплекс не стали очищать от деревьев, украшать всевозможными подпорками и собирать заново, как это случилась с развалинами Ангкора. Бенг Мелиа так и стоит, заросший лишайником и опутанный корнями молчаливых великанов. И от этого производит еще более ошеломительное впечатление. Особенно в сумерках, которые, как мы уже знаем, наступают в этих краях весьма стремительно. Вслед за гидом идем по темному коридору из развалин, обвитых корнями. При первых же шагах начали раздаваться испуганные охи и ахи.

- Саша Шлотов, ты здесь всегда всю группу сразу в жертву приносишь? – язвит Ирина Белоусова (ландшафтный дизайнер).

ОТЧЕТЫ О ПРЕДЫДУЩИХ ПОЕЗДКАХ И НОВЫЕ ПЛАНЫ – ЗДЕСЬ