Семь веков правления воинов в Японии и по сей день дают о себе знать. И не важно, что страна уже 70 лет демилитаризована, все равно все ее граждане потомки воинов, и поэтому любая работа для японца - это война. Как их прадеды отчаянно воевали, также отчаянно их правнуки занимаются бизнесом.
Здесь правильная смерть оправдывает любые прижизненные грехи и наоборот. А цветущая сакура - это не просто красивый цветок, а символ краткосрочности жизни самурая.
Цивилизация для японца - это порядок, организованность и бесконечная преданность командиру. Это тоже перешло из военной культуры в современную бизнес-этику, не случайно здесь принят пожизненный наём: если ты верен корпорации, то и она за тебя вступится. И даже если ты бесполезный сотрудник, то тебя не уволят, а дадут место у окна. Чтобы ты просто считал ворон, но был верен.
В Японии считается нормальным и правильным усыновить человека, которому 40-50 лет. Ведь лучше передать дело своему заместителю, многолетним трудом доказавшему свой профессионализм и преданность, чем родному сыну, не имеющему способностей к управлению.
Статистика путешествия
Время: 14 дней
Участники: 25 человек
Погода: в среднем + 15 С, переменная облачность
Расстояние: 17260 км, из них:
- авиационный транспорт – 15000 км
- железнодорожный транспорт – 1500 км
- автомобильный транспорт – 700 км
- водный транспорт – 10 км
- пешком – 50 км
ДЕНЬ 3. ФУДЗИ И САКЭ
- Ребята, на завтрак очередь! – утреннее сообщение в группе в WhatsApp от Галины Талановой (Росгосстрах, член правления, руководитель блока медицинского страхования) было настолько странным, что сначала даже вызвало сомнение: как такое может быть в пятизвездочном отеле? В Японии - запросто. Разгар сезона, отели переполнены, покормить всех одновременно сложно. Что в таких случаях делают отели в других странах? Да ничего. Как говорится, пусть в конкуренции за еду победит сильнейший. А японцы, чтобы не создавать давку в зале, фильтруют поток посетителей, но делают это со всем уважением – тебе дают обычный номерок (что интересно – никакой электронной очереди) и предлагают присесть на стулья, стоящие рядами перед входом в ресторан, как в театре. Ожидание может занять 15-20 минут, зато потом без всякой суеты идешь за выделенный тебе столик на завтрак.
Наши чемоданы уезжают без нас в Киото, а мы с небольшими рюкзачками едем на два дня в район пяти озер к символу Японии – горе Фудзияма. Посещаем фольклорную деревню, где собрана коллекция старинных японских домов. Нам везет с погодой, с этого места открывается завораживающий вид на знаменитый вулкан. Фудзи прекрасна, особенно на фоне заката. На смотровой площадке нас встречают фигуры енота и зайца, и это совсем не такие добрые персонажи, как в «Ну, погоди!». Легенда про них – это сплошной черный юмор, но под настроение заходит неплохо, как и сама композиция из их фигур.
Обедаем в настоящем самурайском ресторане, в доме, возраст которого насчитывает около 200 лет. Так же, как когда-то богатые японские путешественники, сидя на полу на коленях сами жарим на углях всевозможную снедь, запивая ее пивом и саке. Вкусно!
Кстати, про сакэ. Во-первых, это ни разу не водка, т.к. нет процесса дистилляции, только брожение, да и максимальный градус не выше 18. Сакэ это что-то среднее между вином и пивом, ближе к вину. Во-вторых, хорошее сакэ всегда холодное, горячее имеет только один смысл - замаскировать вкусовые недостатки. Для производства хорошего сакэ нужно срезать (т.е. калибровать) как минимум треть от зерна риса, самый вкус в сердцевине. На бутылке сакэ есть две цифры: крепость напитка и калибровка, их не надо путать. Крепкость всегда в пределах 14-18%. А вот процент калибровки указывается в обратной последовательности, сколько осталось от сердцевины зерна после калибровки. Лучший результат на данный момент - 18%. Так что, если видите 18 и 18 - берите, но не вздумайте греть, это все равно, что из дорогого виски сделать коктейль с колой.
Про виски тоже есть интересные нюансы. Японские виски считаются одними из лучших в мире, но практически полностью всё произведенное уходит на экспорт, внутри Японии гораздо проще купить качественный виски из Шотландии или Ирландии (стоят здесь дешевле, чем на родине), чем хорошую местную продукцию.
- Все-таки они странные ребята… - развел руками Армен Джагацпанян (Тринфико Проперти Менеджмент, директор по информационным технологиям), отказываясь воспринимать такое положение дел.
- Совместное употребление алкоголя считается в Японии важной частью укрепления корпоративной культуры, – добавил информации гид.
- А вот это уже понятнее! – обрадовался Армен.
Вечером в рёкане, обрядившись в кимоно, играли в мафию. Максима Чернина («Доктор рядом», председатель совета директоров), как опытного игрока, на всякий случай повесили в первую же ночь. Он, конечно, расстроился, но остальным стало спокойнее.
ОТЧЕТЫ О ПРЕДЫДУЩИХ ПОЕЗДКАХ И НОВЫЕ ПЛАНЫ –
ЗДЕСЬ