Семь веков правления воинов в Японии и по сей день дают о себе знать. И не важно, что страна уже 70 лет демилитаризована, все равно все ее граждане потомки воинов, и поэтому любая работа для японца - это война. Как их прадеды отчаянно воевали, также отчаянно их правнуки занимаются бизнесом.

Здесь правильная смерть оправдывает любые прижизненные грехи и наоборот. А цветущая сакура - это не просто красивый цветок, а символ краткосрочности жизни самурая.

Цивилизация для японца - это порядок, организованность и бесконечная преданность командиру. Это тоже перешло из военной культуры в современную бизнес-этику, не случайно здесь принят пожизненный наём: если ты верен корпорации, то и она за тебя вступится. И даже если ты бесполезный сотрудник, то тебя не уволят, а дадут место у окна. Чтобы ты просто считал ворон, но был верен.

В Японии считается нормальным и правильным усыновить человека, которому 40-50 лет. Ведь лучше передать дело своему заместителю, многолетним трудом доказавшему свой профессионализм и преданность, чем родному сыну, не имеющему способностей к управлению.

Статистика путешествия
Время: 14 дней
Участники: 25 человек
Погода: в среднем + 15 С, переменная облачность
Расстояние: 17260 км, из них:
- авиационный транспорт – 15000 км
- железнодорожный транспорт – 1500 км
- автомобильный транспорт – 700 км
- водный транспорт – 10 км
- пешком – 50 км

ДЕНЬ 12. КРАСНЫЕ КЛЕНЫ И КАМИКАДЗЕ

Всю поездку Максим Чернин задавал один и тот же вопрос: где обещанные красные клены? Да, вот эти уже красные, но все же недостаточно бордовые. А вот эти даже одновременно красно-желто-зеленые, но как-то их маловато. Да, конечно, все вокруг очень красиво, но все же, где красные-красные-красные клены? Полностью удовлетворить его эстетические потребности удалось только в Никко.

Этот парк японцы считают одним из главных природных сокровищ своей страны, а осень - самым лучшим сезоном для его посещения. Это правда, пейзажи здесь незабываемые, а синтоистский храм Тосёгу впечатляет своей органичной встроенностью в это прекрасное место. Здесь начинаешь чувствовать душу Японии, а если в таких местах немного помедитировать, то можно услышать голос дракона и шелест ками кадзе.

Ками кадзе - это переводится как "божественный ветер", в XIII веке затопивший монгольские корабли, которые дважды пытались захватить Японию, но оба раза попали под тайфуны.

В конце второй мировой войны, когда уже не было сомнений, что Япония проиграет войну, камикадзе становились мальчишки возраста 18-20 лет, которых немедленно объявляли национальными героями. Говорят, когда наутро их казармы убирали после последнего взлета, многие наволочки были насквозь мокрыми от слез. Но некоторые камикадзе не раз возвращались невредимыми, просто сбросив на врага боезапас и даже бензобак, ставя в неудобное положение своих начальников, которые их уже публично отпели. Если бы император не отрекся и не призвал армию капитулировать, японская нация предпочла бы поражению свое полное уничтожение. Погибли бы в открытых боях или ушли в партизаны, благо покрытых плотным лесом гор в Японии очень много, есть где спрятаться и десятилетиями мстить захватчику. А оставшиеся без малейших сомнений предпочли бы позору сеппуку – этот ритуал отличается от харакири тем, что предполагает наличие секунданта, который обязан мечом отрубить голову в тот момент, когда решившийся (или принужденный) на такую смерть человек взрезает себе живот.

ОТЧЕТЫ О ПРЕДЫДУЩИХ ПОЕЗДКАХ И НОВЫЕ ПЛАНЫ – ЗДЕСЬ