Перу и Боливия. Страны - легенды. Количество исторических загадок зашкаливает, а самобытность притягивает. Здесь сконцентрированы огромные природные, культурные и человеческие богатства. Это страны с одной из самых древних историй на планете. По официальной научной версии индейская история Перу начинается с племени чико, старейшей цивилизации в мире, и завершается могущественным царством инков, крупнейшей империей доколумбовой Америки. Но это – официально. А неофициальную версию каждый посетивший эти места составляет для себя сам. Не задуматься о том, кто на самом деле оставил здесь выдающиеся артефакты, просто невозможно. В целом, Перу и Боливия - это кладезь и умопомрачительная смесь сценариев про инопланетян из серии "истина где-то рядом" и почти откровенных фальшивок. Но слово "почти" не случайно, здесь постоянно есть повод для сомнений, нет ничего очевидного и тривиального.
Статистика путешествия
Время: 14 дней, 29 октября – 12 ноября 2016 года
Участники: 22 человека
Погода: от +10 до +25 С, в основном солнечно
Перепад высот: от уровня моря до 4200 метров
Расстояние: 29665 км, из них:
- авиационный транспорт – 27680 км
- автомобильный транспорт – 1800 км
- железнодорожный транспорт – 150 км
- водный транспорт – 15 км
- пешком – 20 км
Карта маршрута
Титикака - озеро пограничное. Как говорят перуанцы, с одной стороны тити, с другой… В общем, мы на границе с Боливией. А здесь доморощенный коллапс. Потные мужики, дородные тети, орущие дети, кони (тук-туки), мы и наши чемоданы – все это смешалось в какое-то месиво. Чуть не потеряли Андрея Демина в местном туалете, вот обидно-то ему было бы. Вот теперь стало понятно, зачем нам дали сопровождающего, не говорящего не только по-русски, но и толком по-английски, он смог нам жестами указать, где же в этом бедламе ставят штампы в паспорт и куда двигаться дальше. Сами мы бы точно пропали.
На мосту, разделяющем эти два великих государства, отмечали какой-то великий праздник. Толпы народа в одинаковых костюмах с флагами в руках явно что-то всем демонстрировали.
Знание испанского языка помогло Максиму Кожевникову загрузить свой чемодан на тележку, толкаемую знающим дорогу amigo, и уехать на ней.
Уже оказавшись на боливийской стороне и пройдя еще один не менее изумительный паспортный контроль, с удивлением узнали, что в этот день приграничные районы Перу и Боливии решили устроить на границе дружественный парад. Ну а действительно, где же еще, как не на пограничном мосте? Других-то мест ведь нет. Но пройти пешком границу – это еще полбеды, нужно было еще выехать из приграничного района на большом автобусе через ряды припаркованных автомобилей празднующих, тот еще квест.
Но, как поется в песне - все, брат, прорвались, прямая дорожка… Боливия названа в честь знаменитого бунтовщика Боливара и очень похожа на Перу. Но есть и различия. Например, здесь закон гласит ровно противоположное, чем в Перу: налог за недострой выше, чем за достроенный дом. И поэтому боливийские города куда более симпатичны. Но не все так благостно. Боливия - единственная страна, где в конституцию внесено понятие общинного права. Казалось бы, невинная вещь, сродни демократии. На практике же это означает возможность самосуда со стороны общины (вплоть до убийства) и ее право на отъем понравившейся собственности незадачливого предпринимателя, решившего начать бизнес на ее территории и недостаточно поделившегося. Защитникам животных, раскритиковавших нас за дегустацию куя, мы также через Фейсбук поспешили сообщить, что в сувенирных и шаманских магазинах здесь продаются в засушенном виде малыши ламы. Считается что такой ингредиент полезно использовать при закладке фундамента нового дома. В общем, живут тут очень непростые ребята, многие вещи разуму обычного европейца непостижимы. Да и не надо постигать, достаточно и того, что здесь очень красиво и интересно.
Тем более, что все это мелочи жизни по сравнению с Тиуанако. Это название империи, правившей в Андах за девять веков до появления инков (вот бы еще узнать, кто правил до Тиуанако и все это построил). Посещаем одноименный огромный комплекс, поражающий как своей мощью и энергетикой, так и тем, что раскопано в нем не более 5%, а все остальное по-прежнему находится под землей. А почему же нет археологов? Причин две. Во-первых, все то же общинное право. Не хочет община, чтобы дальше копали, и пойди, пойми, почему. Во-вторых, говорят, археологи здесь долго не живут, умирают по мистическим причинам. Может и правда, не стоит копать?
Да и на нас это место произвело странное воздействие. Кому-то хотелось ещё побыть здесь, посидеть на камнях.
- Дает силу, заряжает энергией, неужели не чувствуете? – искренне удивлялась Ирина Ковалевская.
У других же было полное ощущение, что это место вытягивает силы, появляется опустошение и желание немедленно лечь спать. Неудивительно, что вторая часть группы так и не дошла до самой интересной части экскурсии - лежащих прямо под открытым небом осколков филигранно обработанного гранита, весом в тонны. Это же не что иное, как большой каменный пазл, похожий на части запирающихся механизмов, входящих друг в друга весьма хитрым образом. Инки, говорите? Ну-ну. В общем, дело темное во всех смыслах этого слова.
За обсуждением увиденного незаметно прошло время в дороге до Ла-Паса. В этот день хватало сил только на то, чтобы посмотреть на город с высоты смотровой площадки, расположенной на краю огромного кратера бывшего вулкана, в чаше которого, собственно, и расположился весь город. Ну и еще на то, чтобы убедиться, что боливийцы в ресторанах обслуживают ничуть не быстрее, чем перуанцы. Даже, если это ресторан отеля Ritz.
ОТЧЕТЫ О ПРЕДЫДУЩИХ ПОЕЗДКАХ И НОВЫЕ ПЛАНЫ –
ЗДЕСЬ